Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся (воспитанников)

02.02.2022

Дошкольная образовательная организация — сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально-психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность воспитатели, специалисты ОО и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.

Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности воспитанников к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, дошкольное окружение, уровень и особенности развития общества.

Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, воспитатели, специалисты ОО должны работать системно. 

стр.jpg

Главные направления деятельности:

·               Первичная экспертиза. Воспитатели, специалисты ОО собирают информацию о факторах, влияющих на выбор инструментов психолого-педагогического сопровождения. Это, в частности, личностное и профессиональное развитие отдельного ребенка, уровни взаимодействия между участниками, условия, влияющие на качество результата. На основании информации воспитатели, специалисты ОО составляют комплексный план действий и определяет этапы работы с постановкой целей и задач по каждому из них.

·                 Диагностика, подбор инструментов . Воспитатели, специалисты ОО определяют адаптационные технологии и методы, подходящие для решения задач, достижения целей — на конкретном этапе, для определенного ребенка или группы детей. Поиск решений заключается в изучении литературы, результатов научно-практических исследований, консультациях со смежными специалистами, родителями и т.д.

·                     Непосредственная работа. Воспитатели , специалисты ДОУ  реализует ранее выбранные методики и анализирует результаты. При необходимости проводится корректировка стадий психолого-педагогического сопровождения.

При правильной реализации психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает условия, необходимые для развития когнитивных способностей и эмоционального интеллекта учащихся. Дети успешно усваивают знания, укрепляют социальные связи с окружающими, родителями и подготавливаются к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности. Для достижения нужных результатов необходимо понимать принципы, осваивать методики и формы сопровождения.


Формы и методы психолого-педагогического сопровождения

Психолого-педагогическое сопровождение базируется на принципах:

·                     поддержки и развития индивидуальности;

·                     учета и соблюдения интересов ребенка;

·                     гибкости и вариативности в работе;

·                     непрерывности и системности сопровождения;

·                     взаимодействия всех сторон процесса.

В работе воспитатели, специалисты ОО используют тот или иной метод, подбирая его на основании диагностики и анализа. Это может быть групповая дискуссия, формирование малых групп в рамках основного и/или дополнительного образования, имитационные игры, интерактивная, аналитическая работа и т.д. Конкретный метод подбирается в зависимости от особенностей детей. Также важно, в какой форме реализуется сопровождение. Это:

Профилактика

Цель данного психолого-педагогического сопровождения — сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:

·      планируются превентивные меры для избежания дезадаптации детей в социуме — культурные, досуговые мероприятия,  игры;

·                 разрабатываются предложения, рекомендации по обеспечению здорового образа жизни детей — для профилактики заболеваний, формирования полезных привычек;

·          ведется работа по созданию психологически здоровой образовательной среды — чтобы  межличностные конфликты были минимизированы.


Диагностика

Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:Хочу такой сайтХочу такой сайт

·                     определение интересов, склонностей, способностей ребенка, его потенциала в обучении и профессиональном становлении;

·                     выявление «групп риска» в обучении, причин нарушений в социальной адаптации;

·                     составление социально-психологического портрета личности воспитанника — чтобы сориентировать педагогов, родителей (опекунов) в направлении работы с  ребенком.


Консультирование

Специалисты  по психолого-педагогическому сопровождению предоставляет педагогам, родителям (опекунам) и учащимся консультации по вопросам:

·                     обучения и адаптации;

·                     развития мотивации детей к обучению;

·                     решения психологических проблем;

·                     взаимоотношений в коллективе;

·                     построения индивидуальных программ обучения.


Развивающая и коррекционная работа

Развивающее психолого-педагогическое сопровождение направлено на раскрытие потенциала учащихся, а коррекционное — на своевременное исправление «отклонений». Для достижения результатов специалист должен:

·                     помогать другим участникам образовательного процесса повышать социально-психологическую компетентность;

·                     предоставлять детям индивидуальную помощь в личностном развитии;

·                     систематически работать с детьми из «группы риска» — с отклонениями в социальном, психологическом, личностном развитии.


Психологическое просвещение и экспертиза

Деятельность направлена на преподавателей и родителей, заключается в повышении их психологической компетентности, а также:

·                  знакомстве с особенностями развития воспитанников;

·                     информировании о факторах, мешающих личности ребенка развиваться;

·                     популяризации психологических компетенций;

·                     помощи в выборе методик взаимодействия с детьми разных возрастов, категорий.

В рамках экспертизы специалист оценивает образовательную среду, программы и методические материалы, проводит психологический мониторинг.

 


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».