Оглавление
1 Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цели и задачи реализации программы по развитию речи
детей с ТНР
1.3 Принципы реализации программы
1.4 Характеристика детей с ОНР
1.5 Планируемый результат освоения программы по развитию
речи для детей с ТРН
2
Содержательный раздел
2.1 Описание образовательной деятельности
2.2 Формы, способы, методы и средства реализации
программы
2.3 Особенности образовательной деятельности разных
видов и культурных практик
2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы
2.5 Взаимодействие с семьями воспитанников
2.6 Календарно-тематический план образовательной
деятельности.
3
Организационный раздел
3.1
Материально-техническое обеспечение
3.2
Обеспеченность методическими материалами и
средствами обучения и воспитания
3.3 Распорядок дня
3.4 Особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий
3.5 Особенности организации развивающей предметнопространственной среды
4
Список литературы
2
3
3
5
7
8
11
16
16
21
25
27
28
30
33
33
35
36
39
40
44
Целевой раздел.
Пояснительная записка.
Модернизация образования предусматривает комплексное,
всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в
соответствии с требованиями к Федеральному государственному
образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС
ДО). Эти изменения касаются вопросов организации образовательной
деятельности, технологий и содержания.
Одной из ведущих линий модернизации образования является
достижение нового современного качества дошкольного образования.
Это вызывает необходимость разработки современных коррекционнообразовательных технологий, обновления содержания работы с детьми
с общим недоразвитием речи (далее - ОНР) в дошкольных
образовательных учреждениях.
Данная рабочая программа разработана в соответствии:
С международными правовыми актами:
Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной
Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР от
15.09.1990);
Декларация прав ребенка (провозглашена резолюцией
1286 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959)
Законами РФ и документами Правительства РФ:
•
Федеральный закон Российской Федерации от
03.04.2012г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах
инвалидов»;
•
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования, утвержден приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
октября 2013 г. N 1155;
•
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28
февраля 2014 г. N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного
образования»;
•
Приказ
Министерства
здравоохранения
и
социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010
г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного
справочник должностей руководителей, специалистов и
служащих,
раздел
«Квалификационные
характеристики
должностей работников образования»;
3
•
Приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н «Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования)
(воспитатель, учитель)»;
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля
2020 года N 373 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным
программам
образовательным
программам дошкольного образования".
•
Постановление
Главного
санитарного
врача
Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16 «Об
утверждении
СанПин
23.1/2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации работы образовательных организаций и других
объектов социальной инфаструктуры для детей и молодежи в
условиях распространения новой короновирусной инфекции
(COVID-19)»;
•
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г.
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи».
•
Постановление
Главного
государственного
санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. N 2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды
обитания»;
•
Распоряжение
«Об
утверждении
примерного
Положения
о
психолого-педагогическом
консилиуме
образовательной организации» от 09.09.2019г. № Р-93;
Уставом МАДОУ детский сад комбинированного
вида №94.
С
целью
обеспечения
диагностико-коррекционного
сопровождения воспитанников, в детском саду функционирует группы
с тяжелым нарушением речи.
4
В настоящее время в МАДОУ - детском саду комбинированного
вида №94 содержание образовательно-воспитательного процесса в
группах для детей с ТНР выстроено в соответствии с «Комплексная
образовательная программы дошкольного образования для детей с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) от 3-х до 7
лет», Н.В.Нищева, Издание 3-е, перераб. И доп. в соответствии с ФГОС
ДО. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2020г. и опирается
на Примерную Адаптированную Программу МАДОУ детский сад
комбинированного вида №94.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу
педагогического риска, потому что их физиологические и психические
особенности затрудняют успешное овладение ими учебным
материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом
зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с
речевыми нарушениями нуждаются в особой организации
коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы
которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным
особенностям детей.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости
коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения
комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой
определено взаимодействие всех участников образовательного
процесса в достижении целей и задач образовательной программы
детского сада.
Данная рабочая программа сообразуется с образовательной
программой работы детского сада, отвечает ФГОС ДО к структуре
образовательных программ дошкольного образования и условиям
реализации. Рабочая программа предназначена для обучения и
воспитания детей 4-5 лет с ОНР.
1.2 Цели и задачи реализации программы по
развитию речи детей с ТНР.
Цель программы:
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых
недостатков у детей среднего возраста с ОНР и осуществления
своевременного и полноценного личностного развития и социализации
детей, обеспечения эмоционального благополучия посредством
интеграции содержания образования и организации взаимодействия
субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных
трудностей в дальнейшем усвоении программы детского сада,
обусловленных недоразвитием речи.
Основные задачи данной рабочей программы:
5
1.
Мониторинг речевого развития;
2.
Уточнение, расширение и обогащение лексического
запаса;
3.
Формирование грамматического строя речи;
4.
Развитие связной речи;
5.
Развитие коммуникативности, успешности в общении;
6.
Взаимодействие со всеми участниками образовательного
процесса (педагоги ДОУ, родители воспитанников (их законные
представители)).
7.
Охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
8.
Обеспечение равных возможностей для полноценного
развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от
места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
9.
Обеспечение преемственности целей, задач и содержания
образования, реализуемых в рамках образовательных программ
различных уровней (далее - преемственность основных образовательных
программ дошкольного и начального общего образования);
9. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии
с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями,
развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как
субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и
миром;
10. Объединение обучения и воспитания в целостный
образовательный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
11. Формирование общей культуры личности детей, в том числе
ценностей здорового образа жизни, развития их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности;
12. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания
Программ и организационных форм дошкольного образования,
возможности формирования Программ различной направленности с
учетом образовательных потребностей, способностей и состояния
здоровья детей;
13. Формирование социокультурной среды, соответствующей
возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим
особенностям детей;
6
14. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и
повышения компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Теоретической и методологической основой программы
являются: положение Л.С. Выгодского о ведущей роли обучения и
воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е. Левиной о
трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом
подходе
в
системе
специального
обучения;
исследования
закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения,
проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
1.3
Принципы реализации программы.
Содержание программы определено с учетом дидактических
принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают
особую значимость:
Программа опирается на научные принципы ее построения:
принцип развивающего образования, целью которого
является развитие ребенка;
сочетание принципов научной обоснованности и
практической применимости (содержание программы должно
соответствовать основным положениям возрастной психологии и
дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в
массовой практике дошкольного образования);
соответствие критериям полноты, необходимости и
достаточности (т. е. позволять решать поставленные цели и задачи
только на необходимом и достаточном материале, максимально
приближаться к разумному минимуму);
обеспечение единства воспитательных, развивающих и
обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного
возраста, в процессе реализации которых формируются такие
знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное
отношение к развитию детей дошкольного возраста;
принцип интеграции образовательных областей в
соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей;
комплексно-тематический
принцип
построения
образовательного процесса;
решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности
детей не только в рамках непосредственно образовательной
деятельности, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования;
7
построение образовательного процесса на адекватных
возрасту формах работы с детьми (основной формой работы с
детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для
них является игра); ориентированного на интересы и возможности
каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его
развития;
принципы
гуманизации,
дифференциации
и
индивидуализации, непрерывности и системности образования.
поддержка инициативы и самостоятельности детей в
специфических для них видах деятельности;
возможность выбора детьми материалов, видов активности,
участников совместной деятельности и общения;
защита детей от всех форм физического и психического
насилия;
поддержка родителей (законных представителей) в
воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение
семей непосредственно в образовательную деятельность.
Настоящая программа позволит наиболее рационально
организовать работу с детьми с ОНР, сэкономить время логопеда на
подготовку к непосредственной коррекционно-образовательной
деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.
1.4 Характеристика детей с ОНР.
Число воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и
особыми потребностями: дети 4-5 лет с ОНР 1, 2, 3 уровня.
Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное
нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при
которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой
системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном
слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г.
В.).
Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может
варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с
выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетикофонематического недоразвития (Левина Р.Е.).
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития,
отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с
ОНР (Филичева Т. Б.).
8
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка
ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит
из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания
сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность
употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются
для обозначения разных предметов, явлений, действий. Возможна
замена названий предметов названиями действий и наоборот. В
активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий.
Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен.
Практически отсутствует понимание категории числа существительных
и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит
диффузный характер. Фонематическое развитие находится в
зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и
воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая
активность ребенка возрастает. Активный словарный запас
расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики.
Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых
предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть
простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются
грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций,
отсутствует согласование прилагательных с существительными,
отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной
речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас
ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь,
связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и
животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но
и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и
звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность
фонетической стороны речи (большое количество несформированных
звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием
развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и
фонетико-фонема-тического недоразвития.
Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных
конструкций. Лексика ребенка включает все части речи. При этом
может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов.
Появляются первые навыки словообразования. Ребенок образует
существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами,
глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при
образовании прилагательных от существительных.
9
По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы.
Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки
в согласовании прилагательных и числительных с существительными.
Характерно недифференцированное произношение звуков, причем
замены могут быть нестойкими. Недостатки произношения могут
выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более
устойчивым становится произношение слов сложной слоговой
структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова
вслед за взрослым, но искажает их в речевом потоке. Понимание речи
приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание
значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Четвертый уровень речевого развития (Филичева Т. Б.)
характеризуется
незначительными
нарушениями
компонентов
языковой
системы
ребенка.
Отмечается
недостаточная
дифференциация звуков: [т-т’-с-с’-ц], [р-р’-л-л’-j] и др. Характерны
своеобразные нарушения слоговой структуры слов, проявляющиеся в
неспособности ребенка удерживать в памяти фонематический образ
слова при понимании его значения. Следствием этого является
искажение звуконаполняемости слов в различных вариантах.
Недостаточная внятность речи и нечеткая дикция оставляют
впечатление «смазанности». Все это показатели не закончившегося
процесса фонемообразования. Остаются стойкими ошибки при
употреблении суффиксов (единичности, эмоционально-оттеночных,
уменьшительно-ласкательных,
увеличительных).
Отмечаются
трудности в образовании сложных слов. Кроме того, ребенок
испытывает затруднения при планировании высказывания и отборе
соответствующих языковых средств, что обуславливает своеобразие
его связной речи.
Особую трудность для этой категории детей представляют
сложные предложения с разными придаточными.
Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой)
особенности развития сенсомоторных, высших психических функций,
психической активности.
Особенности психоречевого развития детей с общим
недоразвитием речи Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с
нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой
нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и
лексико-грамматическую системы языка.
Согласно
психолого-педагогической
классификации
Р.Е.Левиной, нарушения речи подразделяются на две группы:
нарушения средств общения и нарушения в применении средств
общения. Довольно часто встречающимся видом нарушений средств
общения является общее недоразвитие речи у детей.
10
При осложненном характере ОНР, помимо рассеянной очаговой
микросимптоматики у детей, выявляется ряд особенностей в психической
и личностной сфере .Для них характерны снижение умственной
работоспособности, повышенная психическая истощаемость, излишняя
возбудимость и раздражительность, эмоциональная неустойчивость.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми
аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально
организованной работы по их коррекции.
Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР
носит многоаспектный характер, требующий выработки единой
стратегии, методической и организационной преемственности в решении
коррекционно-образовательных задач.
1.5
Планируемый результат освоения программы по
развитию речи для детей с ТНР.
Целевые ориентиры на этапе завершения среднего дошкольного
возраста.
Результаты освоения программы представлены в виде целевых
ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного
образования определяются независимо от характера программы, форм ее
реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не
подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или
психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными
достижениями детей.
Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и
задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей
старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного
образования). К целевым ориентирам дошкольного образования в
соответствии с данной Программой относятся следующие социальнонормативные характеристики возможных достижений ребенка:
o Ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в
общении проявляется эмоциональная стабильность;
o Понимание обращенной речи приближается к норме;
o В активном словаре представлены существительные, глаголы,
прилагательные,
некоторые
простые
предлоги,
сочинительные союзы;
o Ребенок понимает различные формы словоизменения;
o Может пересказать текст из трёх-четырёх простых
предложений с опорой на картинку и небольшой помощью
взрослого, пытается использовать сложносочиненные
предложения;
11
o Может составить описательный рассказ по вопросам;
o Повторяет вслед за взрослым простые четверостишья;
o Различает нарушенные и ненарушенные в произношении
звуки, владеет простыми формами фонематического анализа;
o Речь ребенка интонирована.
Логопедическая диагностика реализации данных целевых
ориентиров у старших дошкольников в МАДОУ №94 проводится по
«Количественному мониторингу общего и речевого развития детей с
ОНР» под редакцией Быховской А.М. и Казовой Н.А.. Авторами
представлен мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР и
дидактические карты для количественного анализа оцениваемых
показателей развития, что соответствует ФГОС. Методика мониторинга
позволяет учителю-логопеду выявить индивидуально для каждого
ребенка стороны речи, требующие дополнительного коррекционного
воздействия.
По результатам диагностики определяется уровень общего и
речевого развития детей: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень
1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических
функций Ребенок сразу вступает в контакт. Эмоциональные реакции
адекватны. В общении проявляется эмоциональная стабильность.
При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек
не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и
воспроизведении ритма.
Ребенок не допускает ошибок при различении и соотнесении
цветов, при показе заданных геометрических фигур и форм.
Ребенок не допускает ошибок при ориентировке в пространстве и
схеме собственного тела, с легкостью может сложить картинку из 2
частей, фигуры из 4—5 палочек.
2. Развитие моторной сферы
В процессе исследования состояния общей моторики не
выявляются моторная неловкость и раскоординированность движений.
Ручная моторика развита в полном объеме, темп выполнения
движений нормальный.
Ребенок умеет правильно держать карандаш, не испытывает
затруднений в рисовании
заданных линий, с легкостью застегивает и расстегивает пуговицы,
перекладывает мелкие предметы из одной руки в другую.
Тонус мимической мускулатуры в норме, движения выполняются в
полном объеме.
При выполнении артикуляционных упражнений способность к
переключению не затруднена, все движения выполняются в полном
объеме. Тонус артикуляционной ускулатуры в норме.
12
3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического
восприятия Объем пассивного словаря соответствует норме. Ребенок
понимает различные формы словоизменения и не допускает ошибок при
выполнении тестовых заданий. Понимание обращенной речи в норме.
Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в
произношении, и не допускает ошибок. Ребенок дифференцирует
оппозиционные звуков, смешиваемые в произношении, и не допускает
ошибок.
4. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря
ктивный словарь в норме.
5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя
речи Ребенок не допускает ошибок при выполнении тестовых заданий.
6. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи Ребенок
может самостоятельно пересказать текст из 3—4 предложений с опорой
на картинки. 7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической
стороны речи Ребенок не нарушает звуко-слоговую структуру слов.
Состояние звукопроизношения соответствует возрастной норме. У
ребенка достаточный объем дыхания, нормальный темп, правильная
расстановка пауз в речевом потоке. Ребенок умеет употреблять основные
виды интонации. Ребенок не допускает ошибок при повторении слогов с
оппозиционными звуками.
Средний уровень
1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических
функций
Ребенок не сразу вступает в контакт или вступает в контакт не
сразу. В общении проявляется эмоциональная лабильность. При
дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек допускает
отдельные ошибки, 1—2 раза ошибается при определении направления
звука и воспроизведении ритма. Ребенок допускает отдельные ошибки
при различении и соотнесении цветов, при показе заданных
геометрических фигур и форм.
Ребенок допускает 1—2 ошибки при ориентировке в пространстве и
схеме собственного тела, не сразу может сложить картинку из 2—4
частей, не сразу может сложить по образцу фигуры из 4—5 палочек.
2. Развитие моторной сферы
В процессе исследования состояния общей моторики выявляется
некоторая моторная неловкость и раскоординированность движений.
Ручная моторика развита не в полном объеме, темп выполнения
движений незначительно снижен. Ребенок умеет правильно держать
карандаш, но испытывает некоторые затруднения в рисовании заданных
линий, с трудом застегивает и расстегивает пуговицы, перекладывает
мелкие предметы из одной руки в другую.
13
Тонус мимической мускулатуры повышен или понижен
незначительно, некоторые движения выполняются не в полном объеме.
При выполнении артикуляционных упражнений затруднена
способность к переключению, не все движения выполняются в полном
объеме, иногда отмечаются синкинезии. Тонус артикуляционной
мускулатуры повышен или понижен незначительно.
3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического
восприятия Объем пассивного словаря несколько ниже нормы. Ребенок
понимает различные формы словоизменения, но может допустить 1—2
ошибки. Понимание обращенной речи приближается к норме. ребенок
дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении
или допускает 1—2 ошибки. Ребенок дифференцирует оппозиционные
звуков, смешиваемые в произношении или допускает 1—2 ошибки.
4. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря.
Активный словарь несколько ниже нормы.
5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического строя
речи Ребенок допускает по 2—3 ошибки при выполнении тестовых
заданий.
6. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи Ребенок
может пересказать текст из 3—4 предложений с опорой на картинки и
небольшой помощью взрослого.
7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической стороны
речи Ребенок нарушает звуко-слоговую структуру некоторых слов. У
ребенка нарушено произношение 6—8 звуков. У ребенка достаточный
объем дыхания, нормальный темп, правильная расстановка пауз в
речевом потоке. Ребенок умеет употреблять основные виды интонации.
Ребенок допускает 1—2 ошибки при повторении слогов с
оппозиционными звуками.
Низкий уровень
1. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических
функций Ребенок не сразу вступает в контакт или вступает в контакт
избирательно, проявляет негативизм. Эмоциональные реакции не всегда
адекватны.
При дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек
допускает множественные ошибки, ошибается при определении
направления звука и воспроизведении ритма.
Ребенок допускает ошибки при различении и соотнесении цветов,
делает ошибки при показе заданных геометрических фигур и форм.
Ребенок допускает множественные ошибки при ориентировке в
пространстве и схеме собственного тела, без помощи не может сложить
картинку из 2—4 частей. Ребенок не может сложить по образцу фигуры
из 4—5 палочек.
14
2. Развитие моторной сферы
В процессе исследования состояния общей моторики выявляется
общая моторная неловкость, раскоординированность движений. Ребенок
выполняет движения не в полном объеме.
Ручная моторика развита недостаточно, темп выполнения движений
снижен, движения выполняются не в полном объеме. Отмечается наличие
амбидекстрии, леворукость. Ребенок не умеет правильно держать
карандаш, испытывает затруднения в рисовании заданных линий, не
умеет застегивать и расстегивать пуговицы, перекладывать мелкие
предметы из одной руки в другую.
Тонус мимической мускулатуры повышен или понижен, движения
отсутствуют или выполняются не в полном объеме, отмечаются
синкинезии, сглаженность носогубных складок.
При выполнении артикуляционных упражнений затруднена
способность к переключению, движения выполняются не в полном
объеме, отмечаются синкинезии, тремор, обильная саливация. Тонус
артикуляционной мускулатуры повышен или понижен.
3. Развитие импрессивной речи, состояние фонематического
восприятия.
Объем пассивного словаря значительно ниже нормы.
Ребенок
практически
не
понимает
различных
форм
словоизменения, не понимает отдельных предложений, плохо понимает
обращенную речь.
Ребенок не дифференцирует оппозиционных звуков, не
смешиваемых в произношении или допускает множественные ошибки.
Ребенок не дифференцирует оппозиционных звуков, смешиваемых
в произношении или допускает множественные ошибки.
4. Развитие экспрессивной речи, состояние активного словаря
Активный словарь значительно ниже нормы.
5. Развитие экспрессивной речи, состояние грамматического
строя речи
Грамматический строй речи практически не сформирован, или
ребенок допускает множественные ошибки при выполнении тестовых
заданий.
6. Развитие экспрессивной речи, состояние связной речи
Ребенок не может пересказать текст из 3—4 предложений с
опорой на картинки.
7. Развитие экспрессивной речи, состояние фонетической
стороны речи
Ребенок грубо нарушает звуко-слоговую структуру слов.
У ребенка нарушено произношение 8—10 и более звуков.
15
У ребенка недостаточный объем дыхания, ускоренный или
замедленный темп речи, дисритмия, неправильная расстановка пауз в
речевом потоке. Ребенок не умеет употреблять основные виды
интонации.
Ребенок допускает множественные ошибки при повторении
слогов с оппозиционными звуками.
2.
2.1
Содержательный раздел.
Описание образовательной деятельности.
Данная рабочая программа предназначена для обучения детей 4-5
лет с ОНР (со вторым, вторым – третьим, третьим и четвертым
уровнем речевого развития; для детей с первым, первым - вторым
уровнем
речевого
развития
составляются
индивидуальные
коррекционно-развивающие маршруты ) с нормальным слухом и
интеллектом.
Срок реализации данной программы рассчитан на один год
(средняя группа).
Соответствует требованиям к максимальной образовательной
нагрузке на ребёнка в ДОУ, определённой САНПИН № 2.4.1.3049-13
Данная программа разработана для реализации в условиях
речевой группы детского сада комбинированного вида, то есть в
расписании
непосредственно
образовательной
деятельности
предусмотрено специально отведенное время для проведения
подгрупповой деятельности учителя - логопеда.
Эффективность
коррекционно-образовательной
работы
определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в
детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня,
координацией и преемственностью в работе всех субъектов
коррекционного процесса: логопеда, родителя и педагогов ДОУ.
Мониторинг проводится:
с 3 по 15 сентября (обследование детей, заполнение речевых карт,
оформление документации),
с 15 по 31 мая (диагностическое обследование по итогам
учебного года).
Коррекционно-образовательная деятельность по формированию
лексико-грамматических категорий и связной речи проводится: с 16
сентября по 14 мая: 4 раза в неделю - 2 по развитию лексикограмматических средств языка и 2 по коммуникации.
Форма проведения – подгруппами, состав подгрупп может
меняться в течение года в зависимости от индивидуальных успехов
каждого ребенка.
16
Продолжительность
коррекционно-образовательной
деятельности не более 20 минут.
В ходе занятий по развитию речи используются наглядные
пособия (сюжетные картинки, серии сюжетных картин, графические
схемы предложений), разработанные к программам по развитию речи
Нищевой Н.В. Данный практический материал разработан в
соответствии с возрастом детей, и может быть подобран в соответствии
с комплексным тематическим планированием.
Работа по развитию речи ведется на индивидуальных и
подгрупповых занятиях, а также в нерегламентированной
деятельности.
В процессе индивидуальных занятий происходит выбор
комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение
специфических
нарушений
звуковой
стороны
речи.
На
индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить
эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над
качеством звучащей речи, коррегировать речевой дефект, сгладить
невротические реакции.
На данных занятия дошкольник должен овладеть правильной
артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в
облегченных фонематических условиях: изолированно, в прямом и
обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким
образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания
подгрупповых занятий.
На подгрупповых занятиях происходит воспитание навыков
коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться
адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников.
Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению
логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в
коррекции произношения. Важной в методическом аспекте
особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то,
что готовят они детей к усвоению более сложного фонетического и
лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях в
группе.
Основные цели и задачи.
Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и
детьми, овладение конструктивными способами и средствами
взаимодействия с окружающими.
Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического
строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм;
формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.
Практическое овладение воспитанниками нормами речи.
17
Художественная литература. Воспитание интереса и любви к
чтению; развитие литературной речи.
Воспитание желания и умения слушать художественные
произведения, следить за развитием действия.
Содержание психолого-педагогической работы (4-5 лет).
Развитие речи
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Работать над накоплением пассивного словарного запаса и
активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по
всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с
окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего
окружения, явлениях общественной жизни и природы.
Учить понимать обобщающее значение слов и формировать
обобщающие понятия.
Расширять словарь за счёт активного усвоения и использования в
экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных
местоимений, притяжательных прилагательных, определительных
местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.
Сформировать понимание простых предлогов.
Сформировать понятие слово и умение оперировать им.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Учить различать и употреблять существительные мужского,
женского и среднего рода в единственном и множественном числе в
именительном падеже.
Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и
употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в
косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в
предложных конструкциях с простыми предлогами.
Учить образовывать и использовать в речи существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Формировать умение образовывать и использовать в речи
глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и
прошедшем времени в изъявительном наклонении.
Учить различать и употреблять противоположные по значению
названия действий и признаков.
Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен
прилагательных с существительными мужского, женского и среднего
рода.
Формировать
умение
согласовывать
числительные
с
существительными мужского и женского рода.
Формировать умение составлять предложения из нескольких слов
по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять
предложения недостающими словами.
18
Обучать распространению простых предложений однородными
подлежащими и сказуемыми.
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
Развитие просодической стороны речи
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой
выдох.
Формировать навык мягкого голосоведения.
Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию
логопеду).
Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи,
модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны
речи
Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего
онтогенеза в свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к
формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков,
автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой
деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
Формировать умение различать на слух длинные и короткие
слова.
Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки
слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными
согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением
согласных.
Научить
правильно
передавать
ритмический
рисунок
двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов;
односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с
простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать
этим понятием.
Совершенствование
фонематического
восприятия, навыков звукового анализа и синтеза
Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.
Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза.
Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
19
Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из
слов, различать слова с начальными ударными гласными.
Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда
звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки,
отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—
[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Научить
производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых
слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).
Научить подбирать слова с заданным звуком.
Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и
умение оперировать этими понятиями.
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ
Cформировать понятие буквы и представление о том, чем звук
отличается от буквы.
Познакомить с гласными буквами А, У, О, И, с согласными
буквами Т, П, Н, М, К.
Сформировать навыки составления букв из палочек,
выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина,
«рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Научить узнавать
пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами;
находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных
букв.
Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных,
закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами,
осознанного чтения коротких
слов.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО
ОБЩЕНИЯ
Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее
содержание.
Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую
интонации.
Работать над соблюдением единства и адекватности речи,
мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в
игре и ролевом поведении.
Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.
Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и
отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
Формировать умение повторять за взрослым описательный
рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий
описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым
плану с помощью взрослого.
20
Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо
знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со
зрительной опорой.
2.2
Формы, способы,
реализации программы.
методы
и
средства
Данная программа может быть успешно реализована при условии
включения в коррекционно-образовательную деятельность родителей
(или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского
сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической
культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей
проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной
деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы,
а также во время непосредственной образовательной деятельности.
Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют
сформированные у ребёнка умения и навыки.
При организации образовательной деятельности прослеживаются
приоритеты в работе всех участников образовательного процесса:
*Учитель-логопед:
мониторинг речевого развития;
расширение, активизация и уточнение словаря;
развитие и совершенствование грамматического строя
речи;
формирование и совершенствование связной речи.
*Родители:
выполнение рекомендаций учителя-логопеда;
закрепление навыков и расширение знаний.
*Музыкальный руководитель:
элементы логоритмики;
развитие координации движений;
музыкотерапия;
развитие общей и мелкой моторики.
*Воспитатель:
использование дидактических игр и упражнений на
развитие всех компонентов речи;
экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
беседы, ознакомление с произведениями художественной
литературы.
*Инструктор по физической культуре:
развитие крупной и мелкой моторики в играх и
упражнениях;
интеграция речевой и двигательной функции;
развитие основных видов движения.
21
Методы и средства реализации рабочей программы
логопедом во всех образовательных областях:
Образовательная
Задачи
Вид деятельности
область
- пальчиковая
Развивать
Физическое
гимнастика
координированность
и
развитие
- речь с движением
точность действий.
- физкультминутки
Формировать
правильную
осанку
посадке
при
за
столом.
Воспитывать
- беседа
- показ
активное
произвольное внимание к
речи,
совершенствовать
умение
вслушиваться
обращенную
в
речь,
понимать её содержание,
слышать ошибки в своей и
чужой
речи.
Совершенствовать умение
Речевое развитие
«оречевлять»
игровую
- артикуляционная
гимнастика
- игровые ситуации
- мини
инсценировки
ситуацию и на этой основе
развивать
коммуникативную
функцию речи.
Развивать
интерес
к
художественной
литературе,
навык
слушания художественных
произведений, формировать
эмоциональное отношение
22
- пересказ,
составление
описательного
рассказа
- игровые ситуации
к
прочитанному,
поступкам
героев;
к
учить
высказывать
своё
отношение
к
прочитанному.
Учить выразительно читать
стихи,
участвовать
в
инсценировках
Учить
воспринимать
предметы,
их
сравнивать
свойства,
предметы,
подбирать
предметов
группу
по
признаку.
Развивать
слуховое
память
заданному
внимание
при
восприятии
неречевых
Познавательное
развитие
и
звуков.
Продолжать
развивать
мышление в упражнениях
на
группировку
и
классификацию предметов.
Развивать
зрительное
внимание и память в работе
с разрезными картинками и
пазлами. Совершенствовать
и
развивать
конструктивныйпраксис
и
мелкую моторику в работе
с разрезными картинками,
23
- составление
описательных
рассказов
- дидактические
игры на развитие
слухового и
зрительного
восприятия
- игры с мозаикой,
пазлами, с мелкими
предметами
- пальчиковая
гимнастика
пазлами,
дидактическими
игрушками,
играми,
в
пальчиковой гимнастике.
Развивать умение слышать
ритмический
рисунок.
Учить
передавать
ритмический
Художественноэстетическое
развитие
Развитие
рисунок.
эмоционально-
положительного настроя на
коррекционно-
- дидактические
игры и упражнения
- слушание
отрывков из
музыкальных
произведений
образовательную
деятельность
Развивать
графомоторные
навыки.
Развивать
в
- штриховка
игре
коммуникативные навыки.
Совершенствовать навыки
- настольно-
игры в настольно-печатные
печатные
дидактические игры, учить дидактические игры
Социальнокоммуникативное
развитие
устанавливать и соблюдать
- театрализованные
правила в игре. Развивать
игры
умение
инсценировать
стихи, разыгрывать сценки.
Расширять
представление
детей о труде взрослых,
прививать интерес к труду
- беседа
взрослых.
Учить соблюдать технику
безопасности.
24
- игры с мелкими
предметами
- беседа
2.3 Особенности образовательной
разных видов и культурных практик.
деятельности
Образователь
ная
деятельность
в ходе
режимных
моментов
Культурные игровые практики как организационная
основа образовательной деятельности
Сюрпризные
игровые
моменты.
Игровые
моментыпереходы от
одного
режимного
процесса к
другому.
Игрынаблюдения.
Подвижные
игры.
Сюжетноролевые игры.
Игрычистоговорки.
Логоритмичес
кие игры.
Индивидуальная:
Групповая:
Коллективная:
Игры по выбору
Игры-«секреты»
Игры рядом.
Игры по
инициативе
детей.
Игры«предпочтени
я»
Игры«времяпровожде
ния».
Игры -«события»
Игры «сотворчество»
Непосредственно образовательная деятельность детей со
взрослыми
Прямое
руководство игрой
Игра-беседа.
Игровые
обучающие
ситуации.
Игра-занятие
Иградраматизация.
Играэкспериментирова
ние.
Играмоделирование
25
Косвенное
руководство
игрой
Косвенное
руководство
игрой
Через
предметноигровую
среду.
Проблемные
ситуации.
Игры,
провоцирую
щие
изменения
игровой
среды.
Игры-
Через
сверстников
Совместноигровые
действия.
Игра-диалог.
Игра-тренинг.
Режиссерские
игры
путешествия.
Игрыразвлечения.
Игрыаттракционы
Совместная образовательная деятельность детей и
родителей
Индивидуальная
Игры-чистоговорки
Игрысловообразования
Народные игры.
Развивающие
игры.
Строительные
игры.
Спортивные игры
26
Групповая
Межгрупповая
Игры на
установлени
е детскородительски
х
отношений.
Досуговые
игры
Игры-конкурсы.
Игровые досуги и
праздники
Игрыдраматизации
2.4 Способы и направления поддержки детской инициативы.
Активность
ребенка
является
основной
формой
его
жизнедеятельности, необходимым условием его развития, которая
закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального,
творческого потенциала ребенка.
- Использование разнообразного дидактического наглядного
материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий
с различными предметами.
- Организация речевого общения детей, обеспечивающая
самостоятельное использование слов,
- Организация обучения детей, предполагающая использование
детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого
на занятиях дети организуются в подгруппы. Такая организация
провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками и
логопедом. Организация разнообразных форм взаимодействия:
«педагог - дети», «дети - дети».
Направления поддержки детской инициативы.
позиция педагога при организации жизни детей в
детском
саду,
дающая
возможность
самостоятельного
накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная
роль логопеда - организация ситуаций для возникновения у детей
желания самостоятельной речи, при этома ребенок сохраняет в
процессе обучения чувство комфортности и уверенности в
собственных силах;
психологическая перестройка позиции педагога на
личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в
процессе
обучения,
содержанием
которого
является
формирование у детей средств и способов речевого общения в
ходе специально организованной самостоятельной деятельности;
фиксация успеха, достигнутого ребенком, его
аргументация создает положительный эмоциональный фон для
проведения
обучения,
способствует
возникновению
познавательного интереса и развитию самоконтроля за
собственной речью.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации
развития детей, соответствующей специфике дошкольного
возраста, предполагают:
Обеспечение эмоционального благополучия через:
непосредственное общение с каждым ребенком;
уважительное отношение к каждому ребенку, к его
чувствам и потребностям;
27
Поддержку индивидуальности и инициативы детей
через:
создание условий для свободного выбора детьми
деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений,
выражения своих чувств и мыслей;
Установление правил взаимодействия в разных
ситуациях:
создание условий для позитивных, доброжелательных
отношений между детьми;
развитие коммуникативных способностей детей,
позволяющих
разрешать
конфликтные
ситуации
со
сверстниками;
развитие умения детей работать в группе
сверстников;
Построение вариативного развивающего образования,
ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в
совместной деятельности со взрослым и сверстниками через:
- создание условий для овладения культурными средствами
деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию
мышления, речи, общения, воображения и детского творчества,
личностного, физического и художественно- эстетического развития
детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение
игрового времени и пространства;
- оценку индивидуального развития детей;
Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития
ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную речевую
деятельность, посредством создания образовательных проектов
совместно с семьей, предоставляемых еженедельно домашних заданий,
организации индивидуальных и групповых консультаций, проведения
мастер-классов.
2.5 Взаимодействие с семьями воспитанников.
Существенным признаком качества современного дошкольного
образования является налаживание взаимодействия с семьями
воспитанников, включение родителей в учебно-воспитательный
процесс как равноправных и равноответственных партнеров,
формирование у них чувства понимания важности и необходимости их
роли в жизни ребенка и изменение их завышенных ожиданий от детей с
ТНР.
28
Объединение усилий учителя-логопеда и родителей в процессе
воспитания детей составляет непростую задачу, решение которой
заключается в создании особой формы общения "доверительный
деловой контакт".
Эта работа предполагает несколько этапов:
Трансляция родителям положительного образа
ребенка.
Способствует возникновению доброжелательных
отношений с установкой на будущее сотрудничество. Цель:
установление доверительных отношений с родителями.
Трансляция родителям знаний, которые могли бы
быть полезными в семье. Цель: формирование и подкрепление
установки к сотрудничеству.
Совместные исследования и формирование личности
ребенка с ТНР. Цель: перестройка собственных стереотипов
общения с ребенком.
Система сотрудничества педагогов и родителей:
Организация системного обучения родителей
воспитанию детей с ТНР и навыкам общения с ними в семье.
Сочетание
спонтанных,
неформальных
и
организованных официальных консультаций.
Разработка инструктажей и рекомендаций по
вопросам развития речи детей через оформление специальных
стендов для родителей.
Оказание педагогической помощи, поддержки
родителям
через
разнообразные
формы
и
методы
взаимодействия.
Развитие умения правильного поведения в
ежедневном общении с ребенком с ТНР с пользой для всей семьи
и самого ребенка.
Эмоциональная поддержка родителей.
В планировании работы логопед учитывает не только уровень
собственных знаний и умений, но и уровень педагогической культуры
семей, а также социальный запрос родителей (интересы, нужды,
потребности). Учитель- логопед для этого проводит регулярную работу
с родителями посредством «Волшебного сундучка», в котором
родители могут задать интересующие вопросы, оставить заявку на
интересующую тему для родительского собрания или мастер-класса.
29
Повышению активности участия родителей в развитии речи
ребенка, осознанию ими доминирующей роли как "помощника" семьи в
развитии и воспитании детей способствует открытость учителялогопеда для родителей, стремление педагогического коллектива к
диалогу. На сайте ДОУ родители могут получить всю необходимую
информацию о группе, которую посещает их ребенок и о деятельности
всего детского сада.
Основные формы работы с семьей:
Родительские собрания
Индивидуальные консультации
Подгрупповые консультации на заданную тему
Мастер-класс
Круглый стол
«Волшебный сундучок»
Организация проектной деятельности
Организация театрализованной деятельности
Проведение досуговых мероприятий.
2.6 Календарно-тематический план образовательной
деятельности.
При организации воспитательно-образовательного процесса
необходимо обеспечить единство воспитательных, коррекционных,
развивающих и обучающих целей и задач, при этом следует решать
поставленные цели и задачи, избегая перегрузки детей, на
необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к
разумному «минимуму». Построение образовательного процесса на
комплексно-тематическом
принципе
с
учетом
интеграции
образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной
центральной темы дает большие возможности для развития детей.
Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У
дошкольников появляются многочисленные возможности для
практики, экспериментирования, развития основных навыков, в том
числе и речевых, понятийного мышления.
Выделение основной темы периода не означает, что
абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме.
Цель введения основной темы периода — интегрировать
образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления
детской деятельности по образовательным областям.
30
Введение похожих тем в различных возрастных группах
обеспечивает достижение единства образовательных целей и
преемственности в детском развитии на протяжении всего
дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их
индивидуальными возможностями.
Тематический принцип построения образовательного
процесса позволяет органично вводить региональные и культурные
компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Одной теме следует уделять не менее одной недели.
Оптимальный период — 2–3 недели. Тема должна быть отражена в
подборе материалов, находящихся в группе и центрах (уголках)
развития.
Тематическое планирование образовательной деятельности
Календарно-тематическое планирование в подготовительной к
школе группе для детей с ТНР на 2018-2019 учебный год.
сентябрь
3-неделя
19-23.09
4-неделя
26-30.09
Наша группа. Игрушки. Неречевые звуки. Речевые
звуки.
Осень. Слово.
октябрь
1-неделя
03.10-07.10
Деревья осенью. Короткие и длинные слова.
2-неделя
10-14.10
Огород. Овощи. Предложение.
3-неделя
17-21.10
Фрукты.Сад. Предложение.
4-неделя
24-28.10
Грибы. Ягоды. Звук и буква А. Гласные звуки.
1-неделя
30.10-04.11
Перелётные птицы. Звук и буква У.
2-неделя
07-11.11
Домашние животные. Диф-ция А-У.
3-неделя
14-18.11
Дикие животные. Звук и буква И.
4-неделя
21-25.11
Мебель. Диф-ция А-У-И.
5-неделя
28.11-2.12
Посуда. Звук и буква О.
ноябрь
31
декабрь
1-неделя
05-09.12
Зима. Диф-ция А-О-У-И.
2-неделя
12-16.12
Зимующие птицы. Согласные звуки. Звук П, буква П
3-неделя
19-23.12
Зимние забавы. Звук Пь, буква П.
4-неделя
26-30.12
Новогодний праздник. Диф-ция П-Пь.
3-неделя
09-13.01
Человек. Наше тело. Звук Т и буква Т.
4-неделя
16-20.01
Одежда. Звук Ть и буква Т.
5-неделя
23.01-27.01
Обувь. Диф-ция Т-Ть..
1-неделя
30.01-03.02
Профессии. Звук Н, буква Н.
2-неделя
06-10.02
Орудия труда. Инструменты. Звук Нь, буква Н.
3-неделя
20-24.02
Наша армия. Диф-ция Н-Нь.
4-неделя
27.02-03.03
ПДД. Транспорт. Буква М, Звук М.
1-неделя
06-10.03
8 марта. Буква М, звук Мь
2-неделя
13-17.03
Профессии мам. Диф-ция М-Мь.
3-неделя
20-24.03
Наш город. Моя улица. Звук К, буква К..
4-неделя
27-31.03
Аквариумные рыбки. Звук Кь, буква К.
1-неделя
03-07.04
Весна. Диф-ция К-Кь.
2-неделя
10-14.04
Первые весенние цветы. Диф-ция П-М.
3-неделя
17-21.04
Космос. Диф-ция М-Н
4-неделя
20-24.04
Цветущие комнатные растения. Диф-ция К-Т.
5-неделя
24-28.04
Полевые цветы. Диф-ция Т-Н.
январь
февраль
март
апрель
32
май
1-неделя
03-05.05
День победы. Мягкие и твердые согласные.
2-неделя
08.05-12.05
Лето. Глухие и звонкие согласные.
3, 4 неделя
22-31.05
Диагностика. Насекомые. Глухие и звонкие
согласные.
3. Организационный раздел.
3.1 Материально-техническое обеспечение.
В соответствии с ФГОС, материально-техническое
обеспечение программы включает в себя учебно-методический
комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Методические пособия
Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая
группа (5 – 6 лет).
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с
детьми 4-5 лет.
Вариативная примерная адаптированная основная
образовательная программа для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3-7
лет. Н.В. Нищева
Нищева Н.В. Система коррекционной работы в
логопедической группе для детей с ОНР.
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи
детей 4-8 лет
Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н Логопедические
занятия в детском саду: средняя группа
Наглядно-дидактические пособия.
Серия «Грамматика в картинках»: «Антонимы.
Глаголы», «антонимы. Прилагательные», «Говори
правильно», «Множественное число», «Многозначные
слова», «Один – много», «Словообразование»,
«Ударение».
Развитие речи в детском саду: Для работы с детьми 3 –
33
4 года. Гербова В.В.
Развитие речи в детском саду: Для работы с детьми 4 –
6 лет. Гербова В.В.
Правильно или не правильно: Для работы с детьми 2 –
4 лет. Гербова В.В.
Развитие речи в детском саду: Для работы с детьми 2 –
4 лет. Раздаточный материал. Гербова В.В.
Серия «Рассказы по картинкам»: «Колобок», «Курочка
Ряба», «Рпка», «Теремок».
Плакаты: «Алфавит»; «Английский алфавит»;
«Немецкий алфавит».
Нищева Н.В. Серии картинок для обучению
дошкольников рассказыванию Выпуск 1
Нищева Н.В. Серии картинок для обучению
дошкольников рассказыванию Выпуск 2
Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте
ребенка с общим недорозвитием речи от 4 до 7 лет.
Бардышева Т.Ю Демонстрационный материал для
фронтальных занятий
34
3.2 Обеспеченность методическими материалами и
средствами обучения.
Центр речевого развития в кабинете логопеда
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Скамеечка или 3—4 стульчика для занятий у зеркала.
3. Соски, шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
4. Спирт.
5. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития
дыхания (свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары и другие
надувные игрушки, «Мыльные пузыри», перышки, сухие листочки и
лепестки цветов и т.п.)
6. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации
свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных
звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки,
чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).
7. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными
нарушениями произношения112.
8.
Логопедический
альбом
для
обследования
звукопроизношения113.
9. «Мой букварь»115.
10. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
11.«Алгоритмы» описания игрушки, фрукта, овоща, животного.
12. Лото, домино и другие настольно-печатные игры по
изучаемым темам.
13. «Играйка 1», «Играйка 2», «Играйка 3», «Играйка 5»,
«Играйка-грамотейка».
14. Альбомы «Круглый год», «Мир природы. Животные»,
«Живая природа. В мире растений», «Живая природа. В мире
животных», «Все работы хороши», «Мамы всякие нужны», «Наш
детский сад».
15. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам,
разнообразный счетный материал.
16. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и
дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и
йотированных звуков в словах, предложениях, текстах.
17. Картотека словесных игр.
18. Настольно-печатные дидактические игры для формирования и
совершенствования грамматического строя речи.
19 Раздаточный материал и материал для фронтальной работы по
формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза
(семафоры, плоскостные изображения сумочек, корзинок, рюкзаков
разных цветов, светофорчики для определения места звука в слове,
пластиковые круги квадраты разных цветов).
35
20. Настольно-печатные дидактические игры для развития
навыков звукового и слогового анализа и синтеза («Подбери схему»,
«Помоги Незнайке», «Волшебные дорожки» и т.п.).
21. Раздаточный материал и материал для фронтальной работы
для анализа и синтеза предложений.
22. Разрезной и магнитный алфавит.
23. Алфавит на кубиках.
24. Слоговые таблицы.
25. Магнитные геометрические фигуры, геометрическое лото,
геометрическое домино.
26. Наборы игрушек для инсценировки сказок.
29. Настольно-печатные игры для совершенствования навыков
языкового анализа и синтеза.
3.3 График работы учителя-логопеда.
День
недели
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
* 14.00-15.00
Документаци
я (тетради,
журналы
взаимодейств
ия)
* 15.00-17.30
Индивидуаль
ные занятия
* 17.30-18.00
Консультации
для родителей
* 9.00-10.10
Подгрупповые
занятия
* 10.10-12.30
Индивидуальные
занятия
* 12.30-13.00
Документация
(тетради,
журналы
взаимодействия
* 9.00-10.10
Подгрупповые
занятия
* 10.10-12.30
Индивидуальные
занятия
* 12.30-13.00
Документация
(тетради,
журналы
взаимодействия
* 9.00-10.10
Подгрупповые
занятия
* 10.10-12.30
Индивидуальны
е занятия
* 12.30-13.00
Документация
(тетради,
журналы
взаимодействия
* 9.00-10.10
Подгрупповые
занятия
* 10.10-12.30
Индивидуальные
занятия
* 12.30-13.00
Документация
(тетради,
журналы
взаимодействия
36
Особенности организации режимных моментов.
Осуществляя режимные моменты, необходимо учитывать
индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые
предпочтения, темп деятельности и т. д.). Приближенный к
индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада
способствует его комфорту, хорошему настроению и активности.
Прогулка. Для укрепления здоровья детей, удовлетворения их
потребности в двигательной активности, профилактики утомления
необходимы ежедневные прогулки.
Нельзя сокращать продолжительность прогулки. Важно
обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в течение
дня.
Ежедневное чтение. В режиме дня целесообразно
выделить постоянное время для ежедневного чтения детям. Читать
следует не только художественную литературу, но и познавательные
книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей
по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. Чтение книг
и обсуждение прочитанного помогает на примере литературных героев
воспитывать в детях социально-нравственные качества, избегая нудных
и бесполезных поучений и нотаций. При этом нельзя превращать
чтение в занятие — у ребенка всегда должен быть выбор: слушать или
заниматься своими делами. Задача педагога — сделать процесс чтения
увлекательным и интересным для всех детей.
Дневной сон. Необходимо создавать условия для
полноценного дневного сна детей. Для этого в помещении, где спят
дети, следует создать спокойную, тихую обстановку, обеспечить
постоянный приток свежего воздуха. Кроме того, быстрому засыпанию
и глубокому сну способствуют полноценная двигательная активность в
течение дня и спокойные тихие игры, снимающие перевозбуждение.
Все режимные моменты проходят с логопедическим
сопровождением. Когда логопед дает образец правильной устной речи,
образец построения грамматически правильной фразы, следит за
звукопроизношением детей.
Образовательная речевая деятельность в ходе режимных
моментов
Базовый вид
Периодичность в неделю
деятельности
4-5 лет
Утренняя
Ежедневно
гимнастика
Комплексы
Ежедневно
закаливающих
процедур
37
Гигиенические
процедуры
Ситуативные
беседы при
проведении
режимных
моментов
Чтение
художественной
литературы
Дежурства
Прогулки
Логопедические
пятиминутки
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Ежедневно
Самостоятельная деятельность детей
Базовый вид
деятельности
Периодичность в неделю
4-5 лет
Игра
Ежедневно
В речевом
центре и
центрах
развития
Ежедневно
38
3.4. Особенности традиционных событий, праздников,
мероприятий.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, в программу включен
раздел
«Культурно-досуговая
деятельность»,
посвященный
особенностям традиционных событий, праздников, мероприятий.
Развитие культурно-досуговой деятельности дошкольников по
интересам позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и
активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию
умения занимать себя. В разделе обозначены задачи педагога по
организации досуга детей.
Отдых. Приобщать детей к интересной и полезной деятельности
(игры, спорт, рисование, лепка, моделирование, слушание музыки,
просмотр мультфильмов, рассматривание книжных иллюстраций и т.
д.).
Развлечения. Формировать стремление активно участвовать в
развлечениях, общаться, быть доброжелательными и отзывчивыми;
осмысленно использовать приобретенные знания и умения в
самостоятельной деятельности.
Развивать творческие способности, любознательность, память,
воображение, умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях
народов России, закреплять умение использовать полученные навыки и
знания в жизни.
Праздники. Расширять представления детей о международных и
государственных праздниках.
Развивать чувство сопричастности к народным торжествам.
Привлекать детей к активному, разнообразному участию в
подготовке к празднику и его проведении.
Воспитывать чувство удовлетворения от участия в коллективной
предпраздничной деятельности. Формировать основы праздничной
культуры.
Самостоятельная
деятельность.
Предоставлять
детям
возможности для проведения опытов с различными материалами
(водой, песком, глиной и т. п.); для наблюдений за растениями,
животными, окружающей природой.
Развивать умение играть в настольно-печатные и дидактические
игры. Поддерживать желание дошкольников показывать свои
коллекции (открытки, фантики и т. п.), рассказывать об их содержании.
Формировать умение планировать и организовывать свою
самостоятельную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и
взрослыми.
Творчество. Совершенствовать самостоятельную музыкальнохудожественную и познавательную деятельность.
39
Формировать потребность творчески проводить свободное время
в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью:
музыкальной, изобразительной, театральной и др.
Содействовать посещению художественно-эстетических студий
по интересам ребенка
3.5. Особенности организации развивающей предметнопространственной среды.
Образовательная среда в группе для детей с ТНР предполагает
специально созданные условия, такие, которые необходимы для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под
предметно-развивающей средой понимают определенное пространство,
организационно
оформленное
и
предметно
насыщенное,
приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в речи,
познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Современное понимание развивающей предметно-пространственной
среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности
ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих
проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению
средствами.
Основные требования к организации среды.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
содержательно-насыщенной, развивающей;
трансформируемой;
полифункциональной;
вариативной;
доступной;
безопасной;
здоровьесберегающей;
эстетически-привлекательной.
Основные принципы организации среды
Оборудование группы для детей с ТНР должно быть
безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и
развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей,
игрушки — обеспечивать максимальный для данного возраста
развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда должна
быть насыщенной, пригодной для совместной деятельности взрослого
и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечающей
потребностям детского возраста.
40
В старших группах замысел основывается на теме игры,
поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда
пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому
перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие
модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья. Трансформируемость
предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое
пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве
места игры и предвидеть ее результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна
обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к
наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим)
за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению
опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна
организовываться как культурное пространство, которое оказывает
воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства,
репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и
пр.).
Правильно
организованная
предметно-пространственная
развивающая среда в логопедической группе и кабинете логопеда
создает возможности для успешного устранения речевого дефекта,
преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку
проявлять свои способности не только в организованной
образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует
развитие
творческих
способностей,
самостоятельности,
инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а
значит, способствует всестороннему гармоничному развитию
личности.
Пространство группы следует организовывать в виде
хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»),
оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги,
игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).
Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация
пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя
занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность
эффективно организовывать образовательный процесс с учетом
индивидуальных особенностей детей.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с
тематическим планированием образовательного процесса.
Центры развития МАДОУ:
речевой центр;
уголок для сюжетно-ролевых игр;
уголок ряжения (для театрализованных игр);
книжный уголок;
41
зона для настольно-печатных игр;
выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий
народных мастеров и т. д.);
уголок природы (наблюдений за природой);
спортивный уголок;
уголок для игр с водой и песком;
уголки для разнообразных видов самостоятельной
деятельности детей — конструктивной, изобразительной,
музыкальной и др.;
игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки,
домики, тоннели и пр.) для легкого изменения игрового
пространства;
игровой уголок (с игрушками, строительным материалом).
Речевой центр «Будем говорить правильно» в групповом
помещении может состоять из:
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.
2. Стульчики для занятий у зеркала.
3. Полка или этажерка для пособий.
4. Пособия и игрушки для развития дыхания («Мельница»,
«Вертолет», «Мыльные пузыри», бумажные птички-оригами и т.п.),
дыхательные тренажеры.
5. Картотека предметных и сюжетных картинок для
автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
6.
Настольно-печатные
игры
для
автоматизации
и
дифференциации звуков всех групп.
7. Картотека предметных картинок по всем изучаемым
лексическим темам
8. Сюжетные картины.
9. Серии сюжетных картин.
10. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.
11. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза,
анализа и синтеза предложений (фишки, семафорчики, флажки,
разноцветные геометрические фигуры и т.п.).
12. Игры для совершенствования грамматического строя речи.
13. Лото, домино, игры-«ходилки» по изучаемым темам.
42
Развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
выступать как динамичное пространство, подвижное и легко
изменяемое. При проектировании предметной среды следует
помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не
сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что
перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип
динамичности — статичности касается степени подвижности
игровых пространств, вариантности предметных условий и
характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная
устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее
стабильности, привычности, особенно, если это касается мест общего
пользования
(библиотечка,
шкафчик
с
игрушками)
43
Список литературы.
1. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная
программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием
речи) с 3-7 лет. Н.В. Нищева-СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2018г.
2. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования
детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. —
СПб., 2008.
3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. — СПб., 2006.
Гомзяк О.С Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины для развития
связной речи в старшей группе, - М., 2014
4. Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н Логопедические занятия в детском саду:
средняя группа, - М., 2013
5. Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н Логопедические занятия в детском саду:
старшая группа, - М., 2013
6. Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н Логопедические занятия в детском саду:
подготовительная группа, - М., 2013
7. Бардышева Т.Ю Демонстрационный материал для фронтальных занятий, М., 2013
8. Гомзяк О.С Говорим правильно в 5-6 лет, - М., 2014
9. Гомзяк О.С Говорим правильно в 6-7 лет, - М., 2014
10. Гомзяк О.С Говорим правильно в 6-7 лет Картинный материал к
конспектам занятий о развитию связной речи в подготовительной к школе
группе, - М., 2014
11. Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим
недорозвитием речи от 4 до 7 лет, - СПб., 2015
12. Нищева Н.В. Серии картинок для обучению дошкольников рассказыванию
Выпуск 1, - СПб., 2015
13. Нищева Н.В. Серии картинок для обучению дошкольников рассказыванию
Выпуск 2, - СПб., 2015
14. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция ОНР у дошкольников
(формирование лексики и грамматического строя). – СПб., 1999. – 160 с.
15. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой — М. 2005.
16. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. — СПб., 2009.
17. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного
образования «От рождения до школы». / Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой
М. А., Комаровой Т. С. — М., 2012.
18. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). –
М.: ВЛАДОС, 1999. – 224с.
19. Рау Е. Ф. Система работы по устранению недостатков речи у детей
дошкольного и школьного возраста/ под ред. Неймана Л. В. – М., 1965. – 88с.
20. Расту, играю, развиваюсь!: занятия с детьми от рождения до 6 лет/ Авторсоставитель Г. Е. Акимова. – Екатеринбург, 2005. – 368 с.
21. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями
психофизического развития: пособие для работы с детьми/ Боровская И. К.,
Ковалец И.В., - М., 2003.
44
22. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам минуткам и
паузам. — СПб., 2009.
23. Селихова Л.Г. Ознакомление с природой и развитие речи.
Интегрированные занятия. Для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: МозаикаСинтез, 2008. – 160с.
24. Селихова Л.Г.
Ознакомление с окружающим миром и развитие
речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми старшего дошкольного
возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 96с.
25. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. — СПб.,
2004.
26. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. — М., 2000
27. Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова М. А., Шапиро Е. И. Язык, речь,
коммуникация. Словарь. — СПб., 2006
45