Пояснительная записка
к учебному плану МАДОУ детского сада комбинированного вида № 94
на 2025 - 2026 учебный год
Нормативные основания составления учебного плана
Учебный план является локальным нормативным документом, регламентирующим общие требования к организации образовательного процесса в учебном году
в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад комбинированного вида № 94. (далее МАДОУ № 94).
Учебный план составлен на основе следующих нормативно-правовых документов:
•
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
•
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155.
•
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
•
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника
должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» с изменениями и
дополнениями от 31 мая 2011 г.
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 года N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования".
•
Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 30 июня 2020 г. № 16 «Об утверждении СанПин 23.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфаструктуры для
детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19)»;
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП
2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и(или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
•
Уставом МАДОУ № 94.
Концептуальные основания (принципы) формирования учебного плана
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
научной обоснованности и практической применимости;
соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями
образовательных областей;
построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Программно-целевые основания (учебно-методический комплект Основной общеобразовательной программы дошкольного образования)
Учебный план разработан с учетом:
Для реализации основной образовательной программы дошкольного образования:
Для реализации Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее АООП ДО)
- в обязательной части программы учтены концептуальные положения используемой в ДОУ
- в части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом запросов родителей и особенностей развития и интересов детей дошкольного возраста
предусмотрены примерные основные общеобразовательные и парциальные программы:
- Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой,
изд: 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС, 2020г.;
- возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Особенности организации образовательной деятельности в МАДОУ № 94
Непрерывная образовательная деятельность (далее НОД) с детьми проводится в первой или второй половине дня.
Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей соответствует рекомендациям СанПиН. НОД, требующая повышенной познавательной
активности и умственного напряжения, проводится в дни наибольшей работоспособности детей (вторник, среда), в первую половину дня.
Для повышения работоспособности и сохранения здоровья обучающихся в середине НОД проводятся физкультминутки, динамические паузы с музыкальным
сопровождением, зрительные, пальчиковые и дыхательные гимнастики, которые оказывают положительное влияние на работоспособность и развитие детей.
Перерывы между видами НОД составляют 10 минут, носят динамический характер с использованием физкультурного оборудования, тренажёров, подвижных игр
средней интенсивности.
В течение дня сбалансировано чередование непрерывной образовательной деятельности, осуществляемой в ходе организации режимных моментов, коррекционной
работы и самостоятельной деятельности детей для творчества и отдыха в уголках релаксации.
Основной вид деятельности детей в ДОО – игра.
В детском саду комбинированного вида для детей с тяжелым нарушением речи вместе с образовательным процессом осуществляются коррекционные логопедические
подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми, имеющими речевые нарушения.
Коррекционные занятия по развитию речи проводят учителя-логопеды. Количество занятий и состав групп определяется:
- письмом Минобразования РФ от 14.12.2000 г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Коррекционные занятия,
проводимые учителем-логопедом, являются вариативными по отношению к занятиям по развитию речи в образовательном процессе. Такая вариативность обеспечивает
исключение превышения предельно допустимой нормы нагрузки на ребенка.
Данный выбор программ обеспечивает целостность образовательной работы и способствует эффективному решению проблемы преемственности при постепенном
переходе из одной возрастной группы в другую.
Содержание основной и парциальных программ способствует целостному развитию личности ребенка дошкольного возраста по основным направлениям:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Учитель-логопед проводит с детьми работу подгруппами в первую половину дня и индивидуально во вторую половину дня. Занятия с логопедом носят индивидуальнодифференцированный характер в зависимости от потребности в них ребёнка. Воспитатели, начиная со старшей группы, проводят дополнительную НОД (часть,
формируемая участниками образовательного процесса), организуя ее во второй половине дня. Коррекционная работа с детьми проводится во всех видах непрерывной
образовательной деятельности и деятельности при организации режимных моментов, так как основной принцип организации работы с детьми в коррекционных группах
- максимальное слияние коррекционных и педагогических воздействий.
В группах раннего возраста, младшего и среднего дошкольного возраста содержание данной части Программы осваивается в совместной деятельности взрослого с
детьми в режимных моментах. Педагоги на занятиях реализуют проект «Цифровая образовательная среда в МДООО», через образовательную платформу «МЭО-детский
сад», что отражено в рабочих программах.
Характеристика структуры учебного плана
Учебный план МАДОУ № 94 соответствует Уставу, реализуемому УМК, отражает образовательные области, виды образовательной деятельности и виды деятельности
детей, предусмотренные ФГОС ДО, гарантирует ребенку получение комплекса образовательных услуг в соответствии с утвержденным муниципальным заданием.
Учебный план МАДОУ № 94 на 2054-2026 учебный год является локальным нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем
учебного времени, отводимого на проведение НОД. Данное распределение не является жестко регламентируемым и предусматривает возможность варьирования и
интеграции с учетом интересов детей.
В структуре учебного плана учтены особенности организации непрерывной образовательной деятельности с детьми групп общеразвивающей и компенсирующей
направленности дошкольного возраста.
Сроки реализации учебного плана: с 1 сентября 2025 года по 31 мая 2026 года.
На 01.09.2025 г. в МАДОУ № 94 функционирует 8 групп общеразвивающей направленности: группа раннего возраста от 1,5 до 3 лет – 1 группа, 2 до 3 лет - 1
группа, младшая группа от 3 до 4 лет – 1 группа, средняя группа от 4 до 5 лет – 1 группа, старшая группа от 5 до 6 лет – 1 группа, подготовительная к школе группа от 6
до 7(8) лет – 2 группы и 4 группы компенсирующей направленности: младшая группа от 3-4 лет – 1 группа, средняя группа от 4 до 5 лет – 1 группа, старшая группа от 5
до 6 лет – 1 группа, подготовительная к школе группа от 6 до 7 лет – 1 группа.
Все группы укомплектованы в соответствии с возрастными нормами.
Образовательные области реализуются через образовательную деятельность:
Познавательное развитие: «Ознакомление с окружающим миром», «Формирование элементарных математических представлений», «Познавательноисследовательская, конструктивно-модельная деятельность»
Речевое развитие: «Развитие речи (занятия с логопедом)», «Восприятие художественной литературы», «Основы грамотности»;
Художественно-эстетическое развитие: «Рисование», «Лепка», «Аппликация», «Конструирование», «Музыкальная деятельность»;
Физическое развитие: «Физическая культура»;
Учебным планом предусмотрен объем непрерывной образовательной деятельности в неделю:
- в группе раннего возраста – 100 мин.;
- в младшей группе - 150 мин.;
- в средней группе - 200 мин.;
- в средней группе (ТНР)- 225 мин.
- в старшей группе - 325 мин.;
- в старшей группе (ТНР) - 320 мин.;
- в подготовительной к школе группе - 420 мин.
- в подготовительной к школе группе (ТНР) - 400 мин.
Продолжительность образовательной деятельности зависит от возраста и психофизиологических особенностей детей:
- для детей 3-го года жизни – не более 10 минут;
- для детей 4-го года жизни - не более 15 минут.
- для детей 5-го года жизни - не более 20 минут;
- для детей 5-го года жизни (ТНР)- не более 15 минут;
- для детей 6-го года жизни - не более 25 минут;
- для детей 6-го года жизни (ТНР) - не более 20 минут;
- для детей 7-го года жизни - не более 30 минут;
- для детей 7-го года жизни (ТНР) - не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей группе не превышает 30 минут, в средней группе не превышает 40
минут, а в старшей не более 50 мин или не более 75 мин при организации 1 занятия после дневного сна, в подготовительной 90 мин. соответственно.
В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят физкультминутку.
Перерывы между периодами образовательной деятельности - не менее 10 минут.
Учебным планом предусмотрена часть, формируемая участниками образовательных отношений (Дополнительная НОД) в старшей и подготовительной группах:
- «С чистым сердцем»;
- для детей старшей группы – 25 минут;
- для детей подготовительной группы – 30 минут.
НОД физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность и
организуется 3 раза в неделю.
Учебный план составляется ежегодно с учетом нормативно-правовых документов.
Принимается на Педагогическом совете и утверждается приказом заведующего.
Учебный план на 2025-2026 учебный год в группах общеразвивающей направленности
Образовательн
ые области
Социальнокоммуникативн
ое развитие
Познавательное
развитие
Речевое
развитие
Художественноэстетическое
развитие
Физическое
развитие
Направления
развития (базовый
вид детской
деятельности)
Группа раннего возраста
(1,5-3 года)
неделя
год
(количество
видов НОД)
Распределение видов НОД (организационной деятельности) по возрастным группам
Младшая
Средняя
Старшая
(3-4 года)
(4-5 лет)
(5-6 лет)
неделя
год
неделя
год
неделя
год
(количество видов
(количество видов
(количество видов
НОД)
НОД)
НОД)
Обязательная часть программы
Образовательные ситуации проходят через все ОО
Подготовительная
(6-7 лет)
неделя
год
(количество видов
НОД)
Ознакомление с
окружающим миром
Формирование
элементарных
математических
представлений
Развитие
речи/чтение
художественной
литературы, основы
грамотности
0,5
17
1
36
1
36
1
36
1
36
0,5
17
1
36
1
36
1
36
2
72
2
68
1
36
1
36
2
72
2
72
Рисование
Лепка/
Конструирование
1
1
(через неделю
0,5)
-
34
34
1
36
1
36
2
72
2
В совместной деятельности и через интеграцию с другими образовательными областями
72
-
36
2
2
68
68
1
(через неделю 0,5)
2
2
1
34
1
Лепка/Аппликация,
ручной труд
Музыка
Физическая
культура
Физическая
культура на воздухе
в форме спортивных
и подвижных игр
ОП «СамоЦвет»
Познавательное
развитие
Продолжительность НОД
Перерыв между НОД
Всего:
36
72
72
1
(через неделю 0,5)
2
2
1
36
1
36
Часть, формируемая участниками Образовательных отношений (Дополнительная НОД)
1
36
1
36
не более 10 минут
10
(100 мин. –
1 ч. 40 мин)
340
36
72
72
1
(через неделю 0,5)
2
2
36
1
не более 15 минут
10
(150 мин. –
2 ч. 30 мин.)
360
36
72
72
1
(через неделю 0,5)
2
2
36
не более 20 минут
10 минут
10
360
(200 мин. –
3 ч. 20 мин.)
не более 25 минут
13
(325 мин. –
5 ч. 25 мин.)
72
72
не более 30 минут
468
14
(420 мин. –
7 ч. 00 мин.)
Учебный план на 2025-2026 учебный год в группах компенсирующей направленности
504
Образовательны
е области
Социальнокоммуникативно
е развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Художественноэстетическое
развитие
Физическое
развитие
Направления
развития (базовый вид
детской деятельности)
Развитие
математических
представлений
Познавательноисследовательская,
конструктивномодельная
деятельность
Развитие речи
Подгрупповые занятия
с учителем логопедом
Восприятие
художественной
литературы
Рисование
Лепка/аппликация
Музыка
Физическая культура
Физическая культура
на воздухе в форме
спортивных и
подвижных игр
Всего:
ОП «СамоЦвет»
Познавательное
развитие
Продолжительность НОД
Перерыв между НОД
Всего:
Распределение видов НОД (организационной деятельности) по возрастным группам
Младшая ЗПР
Средняя ТНР
Старшая ТНР
Подготовительная ТНР
(4-5 лет)
(4-5 лет)
(5-6 лет)
(6-7 лет)
неделя
год
неделя
год
неделя
год
неделя
год
(количество
(количество
(количество
(количество
видов НОД)
видов НОД)
видов НОД)
видов НОД)
Обязательная часть программы
Образовательные ситуации проходят через все ОО
1
36
1
36
1
36
2
72
2
72
2
72
2
72
2
72
4
144
4
144
4
144
4
144
1
36
1
36
1
1
(через
неделю 0,5)
2
2
1
36
36
1
1
(через неделю
0,5)
2
2
1
36
36
72
72
36
72
72
36
В совместной деятельности и через интеграцию с другими
образовательными областями
2
1
(через
неделю 0,5)
2
2
1
72
36
72
72
36
1
1
(через неделю
0,5)
2
2
1
15
540
15
540
15
540
15
Часть, формируемая участниками Образовательных отношений (Дополнительная НОД)
1
36
1
не более 15 минут
15
(225 мин. 3 ч. 45 мин.)
не более 15 минут
не более 20 минут
10 минут
540
15
540
16
576
(225 мин. - 3 ч.
(320 мин. –
45 мин.)
5 ч. 20 мин.)
Индивидуальные занятия с логопедом – 3 занятия в неделю
36
36
72
72
36
540
36
не более 25 минут
16
(400 мин. – 6 ч.
40 мин)
576
Индивидуальные занятия с воспитателем – 3 занятия в неделю