ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 94 620141, г. Екатеринбург, ул. Пехотинцев, 17а, Тел. +7(343)323-46-43, 323-46-42 E-mail: mdou94@eduekb.ru; Сайт: https://94rzd.tvoysadik.ru ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Детский фитнес» физкультурно-спортивной направленности для детей 5-7 лет Срок реализации: 2 года г. Екатеринбург, 2022 1 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .......................................................................................... 4 1.1. Актуальность программы ............................................................................................. 4 1.2. Направленность программы………...............................................................................5 1.3. Возрастные особенности детей................................................................................... 5 1.4. Сроки и этапы реализации программы…………………………………...…...6 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ……………………………………………………… 6 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ........................................................................................... 7 3.1 Учебно-тематический план………………………………………. ……………..........7 3.2 Содержание учебно-тематического плана ................................................................... 8 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………………………………… ………………………….. 5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ……………………… 23 ..23 5.1. Материально-техническое обеспечение……………………………. ……………. 23 5.2. Информационное обучение................................................................ ……………. 24 5.3. Кадровое обеспечение………………………………………………. ………………24 5.4. Методическое обеспечение………………………………………… ……………...25 6. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ……………………………………………………………… ……………… 25 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРУ………………………………………………………………… 27 3 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая физкультурно-спортивной направленности «Детский фитнес» соответствии: программа составлена в 1. ч. 4, ст. 75 Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» № 273 ФЗ от 29 декабря 2012 года; 2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», 3. Письма Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)», 4. СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», 5. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утверждено Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28, 6. Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам". 1.1 Актуальность программы. В общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание ребенка занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Известно, что здоровье ребенка зависит от ряда факторов биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. В многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие ребенка в дошкольном возрасте и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня двигательной активности, потребность в которой для дошкольника является естественной. Потребность в движении, повышенная двигательная активность - наиболее важные биологические особенности детского организма. При их недостатке возникает целый ряд негативных для ребенка последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ и энергии, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Занятия фитнесом оказывают всестороннее влияние на организм ребёнка, и это влияние наиболее значимо для растущего и развивающегося организма. Развитие движений оказывает значительное влияние на становление соответствующих структур головного мозга. Сокращения мышц стимулируют кровообращение мозга, в кору головного мозга поступают потоки нервных импульсов, которые повышают её тонус. Это, в свою очередь, является важным фактором повышения работоспособности, созревания и усовершенствования всех анализаторных систем и, таким образом, сенсорики ребёнка, являющейся первой ступенью познания окружающего мира. Мы знаем, как трудно 4 заставить ребёнка целенаправленно заниматься физическими упражнениями. Ему должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится. Фитнес тренировки понравятся детям, ведь весёлые стихи и музыка, необычные сюжеты, нестандартное оборудование сопровождающие их, способствуют эмоциональному подъёму. Дети будут с удовольствием выполнять предложенные упражнения, даже сложные и трудные. 1.2 Направленность программы. Отличительные особенности программы. Программа определяет объём, содержание, планируемые результаты и организационно-педагогические условия образовательной деятельности по физическому развитию дошкольников от 5 до 7 лет с учетом их возрастных индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Программа предусмотрена для реализации в группах общеразвивающей, комбинированной, оздоровительной и компенсирующей направленностей (с фонетикофонематическим и ОНР), при необходимости Программа может быть адаптирована для освоения детьми с ОВЗ. Программа способствует реализации дошкольным образовательным учреждением следующих направлений развития: • физкультурно-оздоровительное - направлено на сохранение здоровья детей и включает выполнение упражнений на развитие и укрепление опорно-двигательного и мышечного аппарата; стимулирование функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также повышение физической и умственной активности и в итоге - создание основы для нормального роста и развития дошкольников; • формирование базовых двигательных умений и навыков, которые развиваются в основных видах движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание); • развитие физических - быстрота, мышечная сила, координация движений, гибкость, ловкость и выносливость; • развитие умственной сферы. Адресность. Программа рассчитана на работу с воспитанниками 5-7 лет в дошкольной образовательной организации. 1.3. Возрастные особенности детей. Для периода 5-7 летнего возраста характерно плавное развитие функциональных систем с некоторым преобладанием темпов роста тела относительно массы. Продолжается окостенение скелета, хотя кости еще достаточно мягкие и легко поддаются искривлению. Позвоночник отличается большой гибкостью, формируется шейная и грудная кривизна. Связочный аппарат обладает высокой эластичностью. Мышцы развиваются неравномерно - вначале крупные туловища, нижних конечностей и плечевого пояса, позднее мелкие мышцы. В этот период прирост силы мышц верхних конечностей интенсивнее, чем нижних. Способность дифференцировать мышечные усилия, как и способность к расслаблению мышц, развиты слабо. Работа сердца еще не совершенна, кругооборот крови составляет 16 с. Удовлетворение потребности организма в кислороде в покое требует более напряженной работы сердца (86-90 уд/мин). Во время занятий футболом сердечно-сосудистая система 5 работает с очень большим напряжением, так как на каждый удар пульса приходится меньше кислорода, чем у взрослых. Однако артерии детей более эластичны, капилляры широки, вены узки, поэтому процесс окисления идет активнее и период восстановления более короток. К 6- 7 годам улучшается работа дыхательной системы. Частота дыхания уряжается до 23 раз у семилетних детей. Возрастает дыхательный объем, жизненная емкость легких увеличивается до 1400 мл. Несовершенство механизмов потребления, транспорта и утилизации кислорода является лимитирующим фактором адаптации детей этого возраста к длительной мышечной работе. У детей 5-7 лет наблюдается повышенная возбудимость, быстрая смена желаний и эмоций, кратковременность активного внимания. Установлено, что уровень спортивного мастерства юных спортсменов в возрасте 5-7 лет зависит, в первую очередь, от таких показателей, как масса тела, физическая работоспособность, максимальная скорость бега, время сложной двигательной реакции, уровень скоростно-силовых качеств и степень комплексного проявления быстроты, ловкости и техники владения спортивными снарядами в специфических сложнокоординационных заданиях. Таким образом, можно отметить, что формирование организма в детском возрасте проходит неравномерно. Имеются периоды ускоренного и замедленного развития отдельных органов и систем. В связи с этим анатомо-физиологические особенности созревания детского организма должны учитываться в процессе обучения юных спортсменов. 1.4. Сроки и этапы реализации программы. Программа рассчитана на 2 года (курса обучения),2 раза в неделю, сроком реализации на 36 учебных недель в год, 72 занятий в год на курс обучения. Уровень обучения: «стартовый» Форма обучения – индивидуально-групповая, очная. Виды занятий: групповые занятия проводятся в спортивном зале и на спортивной площадке 2 раза в неделю. Состав группы- 15 человек Формы подведения результатов: педагогическое наблюдение. Особенности организации образовательного процесса. Состав групп не постоянный. Наполняемость группы определяется в соответствии с санитарно- гигиеническими требованиями – 15 обучающихся одного возраста. Набор детей свободный. Осуществляется на основе Устава учреждения, локального акта «О порядке приёма, отчисления и учёта воспитанников в МАДОУ детский сад комбинированного вида № 94». 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. Цель Программы: создание условий для гармоничного физического развития, охраны и укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Задачи Программы: Обучающие: 6 - оптимизировать рост и развитие опорно-двигательного аппарата (формировать правильную осанку, обеспечить профилактику плоскостопия); - совершенствовать физические способности (развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скорость, силу, координацию); - формировать базовые двигательные умения и навыки, которые развиваются в основных видах движений (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание) - развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности; - развивать и функционально совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистую и нервную системы организма; - создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей; - воспитывать умение выражать эмоции, раскрепощённость и творчество в движении; - повышать интерес к физкультурным занятиям; - формировать начальные представления о здоровом образе жизни. - Воспитательные: - привитие потребности в систематических физических нагрузках, - воспитание силы воли, дисциплинированности, организованности, умения работать в команде, уважительного отношения к окружающим; - воспитание чувства патриотизма на примерах жизни и деятельности известных российских спортсменов; - Развивающие: - укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности; - укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, гибкости, ловкости; внимания, быстроты реакции; - повышение уровня общей физической подготовленности. 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 3.1 Учебно-тематический план УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (первый и второй год обучения) Тема Год обучения 1 год обучения 2 год обучения Итого Теория Практика Всего Теория Практика Всего Вводное занятие 1 1 2 1 1 2 4 Теоретическая подготовка 5 10 15 3 11 14 29 Детский фитнес 3 12 13 3 13 16 29 Формы аттестации, контроля Сдача нормативов Игры Тренировочный процесс Сдача нормативов Игры Тренировочный процесс Сдача нормативов Игры Тренировочный процесс 7 Тактическая подготовка 5 12 17 3 14 17 34 Техническая подготовка 5 12 17 3 14 17 34 Диагностика 1 3 4 1 3 4 8 Итоговое занятие 1 1 2 1 1 2 4 ИТОГО 21 51 72 ч. 15 57 72 ч. 144 ч. Сдача нормативов Игры Тренировочный процесс Сдача нормативов Игры Тренировочный процесс Сдача нормативов Игры Тренировочный процесс Сдача нормативов Игры Тренировочный процесс СОДЕРЖАНИЕ Учебно-тематический план (1 –й год обучения) месяц ТЕОРИЯ (Тема занятия) 1-5 занятия Учимся играть в движения Диагностика Упражнени я на развитие навыков ходьбы ПРАКТИКА (Содержание) Беседа: учимся фитнесу (о технике фитнес) Знакомство с техниками фитнеса. ТБ во время занятий. Основные упражнения со спортивным оборудованием ходьба на носках, пятках, по кругу; ходьба по мягкой поверхности, затем по твёрдой; приставной шаг вправо, влево, вперёд назад; ходьба с закрытыми глазами 2-3 метра; переход от ходьбы к бегу. Упражнения на развитие навков ползания бег «змейкой» за инструктором; непрерывный бег в медленном темпе в 3 -4 года - 50-60 секунд, в 45 - 1-1,5 минут. переход от ходьбы к бегу, к прыжкам; бег с изменением темпа; бег на беговой дорожке. прыжки вверх на месте (на двух ногах, на одной ноге); прыжки ноги вместе - ноги врозь, (ноги скрестно - ноги врозь); прыжки на двух ногах (на одной ноге) с продвижением вперёд (в 3-4 года расстояние 2-3 метра, в 4-5 лет - 2-3 метра). ползание на животе, подтягивая руками туловище, ноги вместе, прямые (4-5 метров); ползать как «бегемоты» - ходьба с опорой на ладони и стопы. Упражнения на развитие навыков метания, передачи и ловли мяча «боулинг» - перекатывание из различных и.п. мяча в цель, находящуюся на расстоянии 1,5-2 метра в 3 года и 3-4 метра в 5 лет; «футбол» - ведение мяча ногой в ворота (ширина 5060 см) с расстояния (2 метра в 3 года и в 4 метра - в 5 лет); Упражнения на развитие бега 6-14 занятия Упражнения на развитие прыжковых навыков 8 броски мяча о пол с последующей ловлей; удары мяча о пол правой и левой руками не менее пяти раз в 4-5 лет. Техника передвижения, «Обратный поезд» - бег прямой и спиной вперед П/и.: «Подвижная цель».М/п игра «Олени». Упражнения в равновесии ходьба по гимнастической скамейке на носках; ходьба по твёрдой, затем мягкой поверхности; ходьба по мягким модулям; перешагивание через предметы высотой 20-40 см. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) 15-23 занятие Силовой трениг (силовые упражнения0 Игры разной подвижности Упражнения на профилактику плоскостопия Сайклинг Базовые аэробные шаги (до 5 лет выполняются без степ-платформ) 24-32 занятие ритмическая гимнастика - выполнение ОРУ под музыку; предстретчинг - суставная гимнастика (приложение № 4 картотека упражнений для стретчинга) морская звезда; толстый и тонкий; поднимание ноги вперёд в положении стоя; воздушный велосипед; футбол в воздухе; отбей хоп; поочерёдное опускание и подъём ног с положения лёжа. Подвижные игры (приложение № 2 картотека подвижных игр) Игры с «парашютом» сожми пальцы ног; массаж ступни; массаж ступни «ёжиком» (массажным мячиком с шипами); массаж ступни массажным роликом. тренировка на велотренажёре, правила поведения и техники безопасности на тренажере Марш (March). Ходьба на месте, с продвижением вперёд, назад, по диагонали, по кругу. Туловище при этом прямо, без излишнего напряжения, руки работают равномерно, колено с опорой ноги слегка согнуто. Шаги выполняются мягко, без удара. Марш фронт бэк (Marchfront-back). Три шага вперёд, приставить вторую ногу, три шага назад, приставить вторую ногу. Аут (Out). Марш на месте, ноги врозь. Аут-ин (Out-in). Два шага (ноги врозь), два шага (ноги вместе), в и.п. - ноги вместе. «Деревце», «Смешной клоун», «Солнечные лучики», «Слоник», «Змея», «Вафелька», «Черепашка», «Колобок», «Звезда», «Крылья», «Лягушка», «Домик», «Самолёт», «Лисичка». Дыхательная «Ветер», «Красный шарик», «Поехали». гимнастика Стретчинг 9 Релаксация 33-45 занятие Упражнения на развитие навыков ходьбы полежать закрытыми глазами на коврике слушая спокойную музыку (например, представлять пляж, солнце и т.д.); массаж тела хопом, в парах ходьба по гимнастической скамейке, по бревну, горизонтальной лестнице, по наклонной доске; ходьба с различными движениями рук и ног; ходьба разными способами: в полуприседе, в полном приседе. Упражнения на развитие навыков бега Техника передвижения различные подвижные игры с беговыми упражнениями; бег на месте; игры с элементами эстафеты. Передвижение приставными шагами (правым/левым боком, вперед/назад) Игр.упр.«Найди свой цвет», «Туннель» П/и.: «Стой!». Упражнения на развитие прыжковых навыков прыжки из обруча в обруч, расстояние между обручами в 3 года - 30 см, в 4 года - 40 см, в 5 лет - 50- 60 см; прыжки в высоту (через предмет высотой 10-20 см, приземление на мягкий коврик); прыжки с высоты 15-20 см. перепрыгивать на двух ногах последовательно через 3 -6 предметов высотой 10-15 см; прыжки через скакалку (в 5 лет). ползать как «раки» - ходьба с опорой на ладони и стопы спиной назад; ползать как «тюлени»» - и.п. - лёжа на животе с опорой на ладони прямых рук; передвижение только с помощью рук (1,5 - 2 метра); ползать как «крокодильчики» (по-пластунски); Упражнения на развитие навыков ползания ползание «змейкой» между предметами по-пластунски. ползание на спине; чередование ползания с другими видами движений; ползание «по медвежьи»; лазание по гимнастической стенке. броски мяча вверх с последующей ловлей его двумя руками Упражнения на развитие навыков не менее 5 раз в 4-5 лет; метания, передачи и броски мяча вверх, о пол с последующей ловлей одной рукой - не менее 3-5 раз в - 5 лет; ловли мяча перебрасывание мяча из одной руки в другу; отбивание мяча о пол с продвижением вперёд (шагом) - в 5 лет - 3-4 метра. Базовые аэробные шаги перебрасывание мяча друг другу и ловля его из разных и.п.; броски мяча в кольцо; броски мяча о пол с последующим поворотом на 360о и ловлей мяча. Ви-степ (V - шаг (step). Шаг вперёд ноги врозь - шаг назад ноги вместе, выполняется на 4 счёта. Из положения ноги вместе, колени слегка согнуты, 1- шаг правой (левой) вперёд 10 46- 54 занятие 55- 63 занятие в сторону, 2- шаг левой (правой) вперёд в сторону, 3- шаг правой (левой) назад в и.п., 4 - то же, что и счёт 3, но левой(правой). А - степ (A - шаг (Step), с поворотом направо, налево, кругом. Два шага назад (ноги врозь), два шага вперёд (ноги вместе) в и. п. ноги вместе. Базовые аэробные Плие - тач - выполняется на 2 счёта. И.п. - широкая стойка ноги врозь, ступни слегка развёрнуты наружу, небольшой навыки полуприсед, движение заключается в переносе тяжести тела с ноги на ногу, свободная нога касается опоры полупальцами. Туловище и таз находятся строго во фронтальной плоскости на протяжении всего движения. Пятка опорной ноги на опоре. Переход одной ноги на другую со сгибанием ноги назад. Переход одной ноги на другую с одновременным сгибанием свободной ноги назад. Упражнение выполняется из широкой стойки ноги врозь, стопы параллельны, колени слегка согнуты в течение всего упражнения. Нога сгибается до положения - голень параллельна полу или под тупым углом к бедру (в зависимости от индивидуальной подвижности в тазобедренном и коленном суставах, при этом бедро не должно быть впереди туловища, колено вниз (невыворотно). «ласточка» на полу, на гимнастической скамейке; Упражнения в ходьба по гимнастической скамейке на носках затем равновесии перешагивание через небольшой предмет, ходьба, поворот вокруг себя; три поворота вокруг себя, затем ходьба по прямой линии 3-4 метра; стойка на двух ногах с закрытыми глазами; ходьба, прыжки, бег спиной вперёд; кружение; «брёвнышко» - перекатывание ребёнка с живота на спину и обратно. упражнения с предметами Общеразвивающие общеразвивающие (гимнастической палкой, гимнастическим мячом, обручем, с упражнения (ОРУ) кольцами для пилатеса, с лентой- амортизатором и т.д.) (приложение № 1 картотека комплексов общеразвивающих упражнений). 11 Силовой тренинг (силовые упражнения) Упражнения на профилактику плоскостопия Базовые аэробные шаги Диагностика планка; боковая планка; выпады; приседание; «моторная лодка» (на укрепление мышц живота); «нарисуй круг маленьким мячом» (на укрепление мышц живота); ягодичный мост; отжимания; переразгибания в тазобедренном суставе; отведение бедра и голени; приведение бедра и голени. поймай мячик ногами; катай мячик ногами; катай гимнастическую палочку ногами; игра «автомат для ловли игрушек» (перекладывание небольших игрушек захватом пальцев ног); вяжи ногами; скатай платок; сделай комочек из бумажной салфетки ногами; с пятки на пальцы; прогулка с шариками; играй мяч ногами в парах; пройди по канату, по обручу, по лестнице на полу. Степ -тач (Step -touch). Выполняется в 2 счёта. Работающая нога ставится на пол с перекатом с носка к пятке, другая приставляется на полупальцы или во всю стопу. Выполняется вперёд, назад, в сторону, по диагонали, с поворотом направо, налево, кругом. Той - тач (Toe - touch). Шаг в сторону, касание вперёд (или назад) носком. Бейсик степ (BesikStep). Два шага вперёд (ноги вместе), два шага назад (ноги вместе). Шаг вперёд - с пятки на всю стопу, шаг назад - с носка на всю стопу. Г рейпвайн - скрёстные шаги в сторону (Grepevine). Представляет собой сочетание скрёстного и приставного шагов. Выполняется на 4 счёта. Первый шаг правой (левой) ногой делается в сторону (с пятки перекатом на всю стопу, второй левой (правой) скрёстной сзади правой. Кни ап (KneeUp). Шаг в сторону, подъём колена (бедро параллельно полу, носок поднятой ноги направлен в пол). Упражнения на развитие навыков: ползания, ходьбы, бега. Стретчинг «Цветочек», «Коробочка», «Веточка», «Морская звезда», «Жучок», «Волна», «Гора», «Волк», «Дуб», «Ручей», «Матрёшка», «Цапля» и т.д. (приложение № 4 картотека упражнений для стретчинга). Дыхательная гимнастика «Ветер», «Красный шарик», «Поехали», «Ёж», «Гуси шипят», «Вырасти большой» (приложение № 5 картотека комплексов дыхательной гимнастики) 12 64-72 Базовые аэробные шаги Базовые аэробные шаги Базовые аэробные шаги Упражнения на развитие мелкой моторики Степ -тач (Step -touch). Выполняется в 2 счёта. Работающая нога ставится на пол с перекатом с носка к пятке, другая приставляется на полупальцы или во всю стопу. Выполняется вперёд, назад, в сторону, по диагонали, с поворотом направо, налево, кругом. Той - тач (Toe - touch). Шаг в сторону, касание вперёд (или назад) носком. Бейсик степ (BesikStep). Два шага вперёд (ноги вместе), два шага назад (ноги вместе). Шаг вперёд - с пятки на всю стопу, шаг назад - с носка на всю стопу. Г рейпвайн - скрёстные шаги в сторону (Grepevine). Представляет собой сочетание скрёстного и приставного шагов. Выполняется на 4 счёта. Первый шаг правой (левой) ногой делается в сторону (с пятки перекатом на всю стопу, второй левой (правой) скрёстной сзади правой. Кни ап (KneeUp). Шаг в сторону, подъём колена (бедро параллельно полу, носок поднятой ноги направлен в пол). Дабл кни ап (DoubleKneeUp). Шаг в сторону, два подъёма колена. Ланг (выпад) (Lunge). Выпады могут выполняться вперёд, назад, в сторону, в диагональ. Мамбо (Mambo). Одна нога выполняет шаг вперёд-назад, другая на месте. Кик (Kik). Одна нога выполняет мах вперёд, носок оттянут, одновременно опорная нога выполняет пружинистые движения. Дабл кик (Double Kik). Шаг в сторону, два подъёма ноги вперёд. Репит кик (RepeatKik). Шаг вперёд, 3 подъёма прямой ноги вперёд, два шага назад и.п. Бег (Джог). Кросс (Cross). Скачки с одной ноги на две. Движение аналогично приставному шагу, но выполняется скачком. Джампинг - Джек. Прыжки. Тап сайд (TapSide) . Из исходного положения ноги вместе касание носком в сторону без переноса веса тела с ноги на ногу и возврат в и.п. Опен степ (OpenStep). Шаг в сторону, вторая нога выполняет касание носком на месте, два шага назад в и.п. Ча-ча-ча (Cha-Cha-Cha). Три быстрых шага на месте на «раз и два». Мамба ча-ча-ча (MamboCha-Cha-Cha). Шаг одной ногой вперёд, другой на месте т три быстрых шага на месте («на раз и два»). Шаг с поворотом. массаж и самомассаж пальцев кистей рук (массажным мячиком с шипами, с массажором су джок); пальчиковая гимнастика (приложение № 5 картотека комплексов пальчиковой гимнастики); игры с предметами (с крышечками, небольшими игрушками). 13 полежать закрытыми глазами на коврике слушая спокойную музыку (например, представлять пляж, солнце и т.д.); массаж тела хопом, в парах Техника владением Итоговое «Волшебный фитнес» мячом Релаксация Учебно-тематический план (2 – й год обучения) № занятий ТЕОРИЯ (Тема занятия) Простейшие правила игры Диагностика ПРАКТИКА (Содержание) Беседа: простейшие правила в зале во время занятий. Вспомнить основные элементы техник фитнеса. Основные упражнения на развитие двигательных навыков. ходьба по мягкой поверхности, затем по твёрдой; ходьба по гимнастической скамейке, по бревну, горизонтальной лестнице, по наклонной доске. Упражнения на развитие непрерывный бег в медленном темпе 2-3 мин; различные подвижные игры с беговыми навыка бега упражнениями; бег на месте. прыжки вверх на месте (на двух ногах, на Упражнения на развитие одной ноге); прыжковых навыков прыжки ноги вместе - ноги врозь, (ноги скрестно - ноги врозь и др); прыжки на двух ногах (на одной ноге) с продвижением вперёд; прыжки в длину с места, из обруча в обруч, расстояние между в 5 лет - 50- 60 см. Силовой тренинг (силовые планка; широкие отжимания; упражнения) сгибание туловища (прямые скручивания); обратные отжимания; сгибание на бицепс; разгибание на трицепс; тяга к подбородку; сгибание и отведение плеча. (приложение № 2 Подвижные игры картотека подвижных игр) (приложение № 3 картотека упражнений с «парашютом» Упражнения на развитие навыков ходьбы 1-8 Занятие 14 ритмическая гимнастика - выполнение ОРУ под музыку; предстрейчинг суставная гимнастика (приложение № 4 картотека упражнений для стретчинга). общеразвивающие упражнения с предметами (гимнастической палкой, гимнастическим мячом, обручем, с кольцами для пилатеса, с лентойамортизатором и т.д.) ползание на животе, подтягивая руками Упражнения на развитие туловище, ноги вместе, прямые; навыков ползания ползать как «бегемоты» - ходьба с опорой на ладони и стопы; ползать как «раки» - ходьба с опорой на ладони и стопы спиной назад; ползать как «тюлени»» - и.п. - лёжа на животе с опорой на ладони прямых рук; передвижение только с помощью рук. Упражнения на развитие «боулинг» - перекатывание из различных навыков метания, передачи и.п. мяча в цель, находящуюся на расстоянии 3-4 метра в 5 лет; и ловли мяча «футбол» - ведение мяча ногой в ворота (ширина 50-60 см) с расстояния (в 4 метра в 5 лет); удары мяча о пол правой и левой руками не менее пяти раз в 4-5 лет; перебрасывание мяча из одной руки в другу. ходьба по гимнастической скамейке на Упражнения в равновесии носках; ходьба по твёрдой, затем мягкой поверхности; перешагивание через предметы высотой 2040 см; «ласточка» на полу, на гимнастической скамейке. присед плюс сгибание бедра с мячом в Функциональный руках; тренинг (с хопом) сведение лопатки, плавание руками, лёжа на животе на хопе; шаги ногами плюс руки, согнутые в локтях к противоположному колену; подъём ноги из положения стоя; лёжа на животе подъём одной ноги и одной противоположной руки; динамические планки; стоя на одной ноге, подъём хопа; ягодичный мост с опорой на хоп. Общеразвивающие упражнения (ОРУ) 9-17 Занятие 15 Базовые аэробные шаги Комплексы дыхательной гимнастики Стретчинг Релаксация могут выполняться без степ -платформы, а также с использованием степ-платформы Марш (March). Ходьба на месте, с продвижением вперёд, назад, по диагонали, по кругу. Туловище при этом прямо, без излишнего напряжения, руки работают равномерно, колено с опорой ноги слегка согнуто. Шаги выполняются мягко, без удара. «Ветер», «Красный шарик», «Кошка», «Шары летят», «Трубач», «Каша кипит», «Поехали». «Дуб», «Морская звезда», «Вафель», «Самолёт», «Лисичка», «Колобок», «Собачка», «Солнышко садится за горизонт», «Домик», «Журавль», «Вторая поза война», «Кузнечик», «Фонарик», «Черепашка», «Паучок», «Матрёшка», «Ракета», «Цапля», «Павлин», «Ручеёк», «Кустик», «Веточка», «Бабочка», полежать закрытыми глазами на коврике слушая спокойную музыку (например, представлять пляж, солнце и т.д.); массаж тела хопом, в парах; массаж голеней и бёдер 18-26 занятие сожми пальцы ног; массаж ступни; массаж ступни «ёжиком» (массажным мячиком с шипами); массаж ступни массажным роликом; поймай мячик ногами; катай мячик ногами; катай гимнастическую палочку ногами. с мешочком на голове; Упражнения на коромысло; укрепление мышц самолёт; спины и боксёр; профилактику дровосек; нарушений осанки мяч в туннеле; косарь; любопытный котёнок; кошка ловит мышей. Базовые аэробные шаги А - степ (A - шаг (Step), с поворотом направо, налево, кругом. Два шага назад (ноги врозь), два шага вперёд (ноги вместе) в и. п. ноги вместе. Плие - тач - выполняется на 2 счёта. И.п. - широкая стойка ноги врозь, ступни слегка развёрнуты наружу, небольшой полуприсед, движение заключается в переносе тяжести тела с ноги на ногу, свободная нога Упражнения на профилактику плоскостопия 16 касается опоры полупальцами. Туловище и таз находятся строго во фронтальной плоскости на протяжении всего движения. Пятка опорной ноги на опоре. «Сундучок», «Ёлка», «Сорванный цветок», «Качели», «Пушка», «Тигр», «Солнышко», «Цапля машет крыльями», «Ручей», «Весёлый жеребёнок», «Ковшик», «Третья поза война», «Замок», «Лебедь», «Русалочка», «Фонарик», «Гора», «Ласточка», «Пенёк», «Месяц», Переход одной ноги на другую со сгибанием ноги Стретчинг назад. Переход одной ноги на другую с одновременным сгибанием свободной ноги назад. Упражнение выполняется из широкой стойки ноги врозь, стопы параллельны, колени слегка согнуты в течение всего упражнения. Нога сгибается до положения - голень параллельна полу или под тупым углом к бедру (в зависимости от индивидуальной подвижности в тазобедренном и коленном суставах, при этом бедро не должно быть впереди туловища, колено вниз (невыворотно). чаша воды; Упражнения на щенок; укрепление мышц сюрприз в пакете; спины и любопытный щенок; профилактику стойкий оловянный солдатик; нарушений осанки маленький мостик; птица; паровозик; плавание на байдарке; качалочка. игра «автомат для ловли игрушек» (перекладывание Упражнения на небольших игрушек захватом пальцев ног); профилактику вяжи ногами; плоскостопия скатай платок; сделай комочек из бумажной салфетки ногами; с пятки на пальцы; прогулка с шариками; играй мяч ногами в парах; пройди по канату, по обручу, по лестнице на полу. Комплексы дыхательной «Поехали», «Шуршит змея», «Насос», «Шар лопнул», «Шарик красный» и т.д. (приложение № 5 картотека гимнастики комплексов дыхательной гимнастики) Стретчинг Беседа Беседа: как достичь положительного результата? Игры на правила поведения в зале. 17 27-35 занятие Упражнения на развитие ходьба разными способами: в полуприседе, в полном приседе; навыков ходьбы ходьба с закрытыми глазами 2-3 метра. Упражнения на развитие навыков бега Упражнения на развитие прыжковых навыков Игры с мячом Силовой тренинг (силовые упражнения) Техника передвижения Базовые аэробные шаги Базовые аэробные шаги игры с элементами эстафеты; переход от ходьбы к бегу, к прыжкам; бег с изменением темпа; бег по наклонной доске. прыжки в высоту (через предмет высотой 15-20 см, приземление на мягкий коврик); прыжки с высоты 40 см; перепрыгивать на двух ногах последовательно через 3 -6 предметов высотой 10-15 см; прыжки через короткую скакалку разными способами; прыжки и пробегание через длинную скакалку; прыжки по наклонной доске. Ознакомление с обманными движениями. Бросание мяча друг другу и ловля его после отскока от пола. П/ игры «Не урони мяч», «Мы веселые ребята - с мячом». становая тяга; тяга к низу живота; приседания; выпады; сгибание бедра - и.п. лёжа (обратные скручивания); боковая планка; отжимания; ягодичный мост; переразгибания в тазобедренном суставе; отведение бедра и голени; приведение бедра и голени. Передача мяча в парах. Передача мяча друг другу в быстром темпе. Открывание. Игр.упр. «Лови, бросай – падать не давай», «Туннель» прокатывание мяча между ног, «Меткий стрелок». Степ -тач (Step -touch). Выполняется в 2 счёта. Работающая нога ставится на пол с перекатом с носка к пятке, другая приставляется на полупальцы или во всю стопу. Выполняется вперёд, назад, в сторону, по диагонали, с поворотом направо, налево, кругом. Той - тач (Toe - touch). Шаг в сторону, касание вперёд (или назад) носком. Бейсик степ (BesikStep). Два шага вперёд (ноги вместе), два шага назад (ноги вместе). Шаг вперёд - с пятки на всю стопу, шаг назад - с носка на всю стопу. 18 36- 42 занятие Общеразвивающие упражнения (ОРУ) Упражнения на развитие навыков ползания ритмическая гимнастика - выполнение ОРУ под музыку; предстрейчинг суставная гимнастика (приложение № 4 картотека упражнений для стретчинга). общеразвивающие упражнения с предметами (гимнастической палкой, гимнастическим мячом, обручем, с кольцами для пилатеса, с лентой- амортизатором и т.д.) ползать как «крокодильчики» (по-пластунски); ползание «змейкой» между предметами попластунски; ползание на спине. чередование ползания с другими видами движений; лазание по гимнастической стенке; ползание «по -медвежьи»; перелезание через гимнастическую скамейку. Передача мяча в тройках. Прыжки на одной ноге Техника передвижения с продвижением вперед, мяч за головой. Ходьба по гимнастической скамейке с перешагиванием через набивные мячи. Игр. упр. «Кто быстрее?». П/игра «Пустое место». М/п игра «Мяч по кругу». отбивание мяча о пол с продвижением вперёд Упражнения на развитие навыков (шагом) - в 5 лет - 3-4 метра; метания, передачи и перебрасывание мяча друг другу и ловля его из разных и.п.; ловли мяча броски мяча в кольцо; броски мяча о пол с последующим поворотом на 360о и ловлей мяча. Упражнения в равновесии ходьба по гимнастической скамейке на носках затем перешагивание через небольшой предмет, ходьба, поворот вокруг себя; три поворота вокруг себя, затем ходьба по прямой линии 3-4 метра; ходьба, прыжки, бег спиной вперёд; кружение; перекатывание на полу быстро. Г рейпвайн - скрёстные шаги в сторону Базовые аэробные шаги (Grepevine). Представляет собой сочетание скрёстного и приставного шагов. Выполняется на 4 счёта. Первый шаг правой (левой) ногой делается в сторону (с пятки перекатом на всю стопу, второй левой (правой) скрёстной сзади правой. Кни ап (KneeUp). Шаг в сторону, подъём колена Базовые аэробные шаги (бедро параллельно полу, носок поднятой ноги направлен в пол). Упражнения на развитие навыков ползания 43-50 занятие 19 Техника передвижения Техника передвижения Развитие силы и координации Эстафета «Тачка» - один из игроков, передвигаясь на руках, толкает перед собой мяч, другой удерживает его ноги. П/игры «Штандр. Мячик кверху», «Удочка», «Кузнечик» – формирование правильной осанки. Развитие координации, техника владения спортивным оборудованием Бег по координационной лесенке. Комплексы дыхательной гимнастики «Ветер», «Красный шарик», «Кошка», «Шары летят», «Трубач», «Каша кипит», «Поехали», «Шуршит змея», «Насос», «Шар лопнул», «Шарик красный» и т.д. (приложение № 5 картотека комплексов дыхательной гимнастики) Релаксация полежать закрытыми глазами на коврике слушая спокойную музыку (например, представлять пляж, солнце и т.д.); массаж тела хопом, в парах; массаж голеней и бёдер 51-54 занятие Функциональный тренинг (с хопом) присед плюс сгибание бедра с мячом в руках; сведение лопатки, плавание руками, лёжа на животе на хопе. Функциональный тренинг (с хопом) шаги ногами плюс руки, согнутые в локтях к противоположному колену; подъём ноги из положения стоя; Функциональный тренинг (с хопом) лёжа на животе подъём одной ноги и одной противоположной руки; Функциональный тренинг (с хопом) динамические планки; стоя на одной ноге, подъём хопа;ягодичный мост с опорой на хоп. Релаксация 55- 58 занятие полежать закрытыми глазами на коврике слушая спокойную музыку (например, представлять пляж, солнце и т.д.); массаж тела хопом, в парах; массаж голеней и бёдер Техника передвижения «Обратный поезд» - бег прямой и спиной вперед. «Чей мяч дальше?» - удары по неподвижному мячу. «Ловкие ребята» - ведение мяча по прямой. Игр.упр.«Не выпускай мяч из круга» - дети быстро предают мяч ногой по кругу, «Обратный поезд». 20 Передвижение приставными шагами (правым/левым боком, вперед/назад) Игр.упр.«Найди свой цвет», «Туннель» прокатывание мяча между ног, «Лови, бросай – падать не давай» - перебрасывание мяча друг другу в быстром темпе, «Меткий стрелок» - попадание мячом в обруч. Базовые аэробные шаги Марш фронт бэк (Marchfront-back). Три шага вперёд, приставить вторую ногу, три шага назад, приставить вторую ногу. Аут (Out). Марш на месте, ноги врозь. Аут-ин (Out-in). Два шага (ноги врозь), два шага (ноги вместе), в и.п. - ноги вместе. Базовые аэробные шаги Ви-степ (V - шаг (step). Шаг вперёд ноги врозь - шаг назад ноги вместе, выполняется на 4 счёта. Из положения ноги вместе, колени слегка согнуты, 1шаг правой (левой) вперёд в сторону, 2- шаг левой (правой) вперёд в сторону, 3- шаг правой (левой) назад в и.п., 4 - то же, что и счёт 3, но левой (правой). Переход одной ноги на другую со сгибанием ноги Стретчинг назад. Переход одной ноги на другую с одновременным сгибанием свободной ноги назад. Упражнение выполняется из широкой стойки ноги врозь, стопы параллельны, колени слегка согнуты в течение всего упражнения. Нога сгибается до положения - голень параллельна полу или под тупым углом к бедру (в зависимости от индивидуальной подвижности в тазобедренном и коленном суставах, при этом бедро не должно быть впереди туловища, колено вниз (невыворотно). Базовые аэробные шаги Дабл кни ап (DoubleKneeUp). Шаг в сторону, два подъёма колена. Ланг (выпад) (Lunge). Выпады могут выполняться вперёд, назад, в сторону, в диагональ. Техника передвижения 59-65 занятие Базовые аэробные шаги Мамбо (Mambo). Одна нога выполняет шаг вперёдназад, другая на месте. Кик (Kik). Одна нога выполняет мах вперёд, носок оттянут, одновременно опорная нога выполняет пружинистые движения. Базовые аэробные шаги Дабл кик (Double Kik). Шаг в сторону, два подъёма ноги вперёд. Репит кик (RepeatKik). Шаг вперёд, 3 подъёма прямой ноги вперёд, два шага назад и.п. Техника передвижения Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и длину, с метаниями мяча в цель.( игры без мяча“волк и зайцы”, ”хвост тигра”, ”найди свой дом”. 21 Техника передвижения Стретчинг Базовые аэробные шаги Базовые аэробные шаги 66-68 Базовые аэробные шаги Базовые аэробные шаги Техника передвижения Техника передвижения Стретчинг Прыжки с разбега вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же, выполняя в прыжке поворот до 180º. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары по мячам, подвешенным на различной высоте. «Скамейка», «Жираф», «Маленькая ёлочка», «Червячок», «Пирожок», «Самолёт на вираже», «Мы растём», «Стрела» Бег (Джог). Кросс (Cross). Скачки с одной ноги на две. Движение аналогично приставному шагу, но выполняется скачком. Джампинг - Джек. Прыжки. Тап сайд (TapSide) . Из исходного положения ноги вместе касание носком в сторону без переноса веса тела с ноги на ногу и возврат в и.п. Опен степ (OpenStep). Шаг в сторону, вторая нога выполняет касание носком на месте, два шага назад в и.п. Ча-ча-ча (Cha-Cha-Cha). Три быстрых шага на месте на «раз и два». Мамба ча-ча-ча (MamboCha-Cha-Cha). Шаг одной ногой вперёд, другой на месте т три быстрых шага на месте («на раз и два»). Шаг с поворотом. Бег 30 м. на скорость. Челночный бег до 3х30 м., до 2х60м.Бег медленный до 10 мин. Прыжки в высоту с разбега способом перешагивание. Прыжки в длину с разбега. ОФП. Маховые упражнения, круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание рук в упоре лежа. Круговые движения туловища, повороты и наклоны с одноименными движениями рук и ног, разноименные движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги в перед, в стороны, назад. «Скамейка», «Жираф», «Маленькая ёлочка», «Червячок», «Пирожок», «Самолёт на вираже», «Мы растём», «Стрела» Разучивание элементов танцев. Постановка танцевальных сюжетов 69-72 занятие Диагностика Упражнения на развитие двигательных навыков. Комплексы дыхательной гимнастики «Ветер», «Красный шарик», «Кошка», «Шары летят», «Трубач», «Каша кипит», «Поехали», «Шуршит змея», «Насос», «Шар лопнул», «Шарик 22 красный» и т.д. (приложение № 5 картотека комплексов дыхательной гимнастики) Релаксация полежать закрытыми глазами на коврике слушая спокойную музыку (например, представлять пляж, солнце и т.д.); массаж тела хопом, в парах; массаж голеней и бёдер Подведение итогов Итоговое «Волшебный фитнес» 4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Личностные результаты: - сформировать понимание значения физической культуры для укрепления здоровья человека; - развить патриотическое чувство через занятия спортом и изучение истории спорта в России; - развить потребность принятия норм здорового образа жизни, позитивного общения друг с другом. - Метапредметные результаты: - уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (соблюдение режима дня, выполнение утренней зарядки, участие в оздоровительных мероприятиях и т. д.); - уметь планировать свое свободное время; - развить навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. - Предметные результаты: - владеть основными понятиями и правилами спортивных и подвижных игр; - владеть основными фактами из истории развития футбола в России. 5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ. 5.1. Материально-техническое обеспечение Спортивный зал площадь – 49,9 кв. м Материально-техническое оснащение обеспечивает максимальную реализацию Программы и следует следующим принципам: насыщенность; трансформируемость; полифункциональность; вариативность; доступность; безопасность. Занятия проходят в спортивном зале с использованием следующего оборудования: музыкальный центр; медиатека; 23 палки гимнастические пластмассовые; мячи разного размера; мячи массажные; ролики массажные; хопы и фитболы; скакалки; стойки; кольцебросы; обручи; ленты; платочки; коррекционные дорожки; балансиры; гимнастическая стенка; скамьи гимнастические; горизонтальные лестницы; наклонная доска; канат; батут детский; детский тренажёр «беговая дорожка»; детский велотренажёр; маты; мешки для прыжков; конусы; складные туннели; кирпичики; кегли; наборы для подлезания «Радуга»; степ-платформы; массажёр су джок; амортизаторы; игра «Поле чудес» (с крышками); игра «Чудесный мешочек» (с небольшими игрушками 5.2. Информационое обеспечение. • аудио записи музыки ; • звуковые колонки (2 шт.); • тематические фото и видео материалы, презентации, слайды. 5.3. Кадровое обеспечение. Ф.И.О. Глазунов Михаил Вячеславович Должность: педагог дополнительного образования. Образование: 2003 г., Свердловский областной педагогический колледж Курсы повышения квалификации: 2017г., ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет» по программе «Физкультурное воспитание обучающихся в условиях реализации ФГОС ДО», 48 часа. Стаж работы : 6 лет. 24 5.4. Методическое обеспечение. Структура тренировки Первая (вводная) часть - разминка - направлена на организацию занимающихся, сосредоточение их внимания, формирование эмоционального и психологического настроя, а также подготовку систем организма к физической нагрузке. Это достигается с помощью специальных упражнений: различные виды ходьбы, бега, прыжков, а также заранее разученных и хорошо освоенных комплексов по аэробике, степ-аэробике или музыкально-ритмических композиций. Вторая (основная) часть включает собственно разучивание и выполнение упражнений на развитие основных видов движения, физических качеств и профилактику заболеваний. Цель третьей (заключительной части) - заминки - восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Лучше всего в этой части занятия использовать дыхательные упражнения, упражнения на релаксацию, массаж и самомассаж, стретчинг. Они помогают снять напряжение в мышцах 6. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ, КОНТРОЛЬ И ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. В тренировочном процессе спортсменов необходимым элементом является контроль за общей физической подготовленностью. В состав комплексов входят тесты: упражнение на развитие навыков в равновесии, упражнения на развитие навыков бега, упражнения на развитие прыжковых навыков, базовые аэробные шаги. Предназначен для детей в возрасте от 5 лет. Контрольные нормы для оценки физической подготовленности детей, посещающих фитнес 5–7 лет. Контрольное Физические Уровень физической подготовленности упражнение Низкий Средний Высокий качества 1. 2. 3. 4. упражнения на развитие навыков бега упражнения на развитие прыжковых навыков упражнения на развитие навыков в равновесии базовые аэробные шаги (5-6 лет /67лет) 7,9/5,0 (5-6 лет/67лет) 7,4/5,7 (5-6 лет/67лет) 7,0/6,0 98/ 108 100/110 106/112 бег «по конверту» 3х10м, сек 16 12 10,1 выполнение 5 комплексов выполнено 3 комплекса выполнено 4 комплекса выполнено 5 комплексов без ошибок Бег на 30 м Прыжки в длину с места Результаты диагностики оформляются в виде диагностической карт. Критерии для диагностических карт разрабатываются к каждой возрастной группе с учётом программных задач. По картам определяется уровень личностных компетенций обучающихся. 25 Диагностическая карта. Первый и второй год обучения Ф.И. ребенка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 упражнения на развитие навыков бега н с в Физические качества упражнения упражнения на базовые на развитие развитие навыков аэробные шаги прыжковых в равновесии навыков н с в н с в н с в 26 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. Алябьева Е.А. «Нескучная гимнастика. Тематическая уиренняя зарядка для детей 5-7 лет. - 2-е изд., исп. и доп.». - М.: ТЦ Сфера, 2016 2. Бабенкова Е.А. «Настольная книга здоровьесбережения. Новые стандарты». - М.: УЦ «Перспектива», 2013 3. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат. Для детей от 3 до 5 лет». - М.: ТЦ Сфера, 2017 4. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет». - М.: ТЦ Сфера, 2017 5. Бережнова О.В., Бойко В.В. «Парциальная программа физического развития детей 3-7 лет «Малыши крепыши». - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017 6. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «от рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)». - 3-е изд., исп. и доп. - М.: Мозайка - Синтез, 2014 7. Воронова Е.К. «Формирование двигательной активности детей 5-7 лет: игрыэстафеты». - Волгоград: Учитель 8. «Детский фитнес». - М.: Академия фитнеса, 2006 9. Добрынина З.Н. «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: Методические рекомендации», Екатеринбург: СОПК, 2018 10. Кандала Т.И., Семкова О.А., Уварова О.В. «Занимаемся, празднуем, играем: сценарии совместных мероприятий с родителями». - Изд. 2-е.- Волгорад: Учитель 11. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учеб. Пособие для студентов педагогических ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». Изд. 2-е, испр и доп. - М.: Просвещение, 1978 12. Копылова С.Ф. «Физкультурные занятия с элементами логоритмики». Волгоград: Учитель 13. Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников». - М.: ТТЦ Сфера, 2014 14. Музыка О.В. «Физкультурно-оздоровительная работа: комплексное планирование по программе под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Младший, средний, старший дошкольный возраст». - Волгоград: Учитель, 2010 15. Подольская Е.И. «Сценарии спортивных праздников и мероприятий для детей 3-7 лет». - Волгоград: Учитель, 2009 16. СанПиН 2.4.3049-13 17. Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет». - М.: Мозайка-Синтез, 2013 18. Сулим Е.В. «Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 3-5 лет». - М.: ТЦ Сфера, 2016 19. Сулим Е.В. «Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет». - М.: ТЦ Сфера, 2015 20. Теплюк С.Н. «Ребёнок от рождения до года. Пособие для родителей и педагогов». - М.: Мозайка-Синтез, 2008 1. 27 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М.: УЦ Перспектива, 2014 22. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» с изменениями на 2018 год. - М.: Эксмо, 2018 23. Фёдорова С.Ю. «Примерные планы физкультурных занятий с детьми 34 лет. Младшая группа». - М.: Мозайка-Синтез, 2017 24. Фёдорова С.Ю. «Примерные планы физкультурных занятий с детьми 45 лет. Средняя группа». - М.: Мозайка-Синтез, 2017 25. Фёдорова С.Ю. «Примерные планы физкультурных занятий с детьми 5-6 лет. Старшая группа». - М.: Мозайка-Синтез, 2017 26. Фёдорова С.Ю. «Примерные планы физкультурных занятий с детьми 67 лет. Подготовительная к школе группа». - М.: Мозайка-Синтез, 2017 27. Фомина Н.А. «Музыкально-двигательное физическое воспитание дошкольников». - Волгоград.: Учитель 28. Фомина Н.А. «Сказочный театр физической культуры: физкультурные занятия с дошкольниками в музыкальном ритме сказок». - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель 29. Харченко Т.Е. «Утренняя гимнастика в детском саду: для занятий с детьми 3-5 лет». - М.: Мозайка-Синтез, 2016 30. Харченко Т.Е. «Утренняя гимнастика в детском саду: для занятий с детьми 5-7 лет». - М.: Мозайка-Синтез, 2016 21. 28